Ряду независимых наблюдателей отказали в доступе к видеоматериалам, записанным в ходе выборов в Госдуму 18 сентября. Как передают "Ведомости", одним из получивших отказ стал Алексей Алпатов из подмосковной Ивантеевки, которая входила в Щелковский избирательный округ № 127.
Алпатов, следя за ходом выборов по трансляции, выявил несоответствие результатов партии "Яблоко", оглашенных на участке № 720 в Ивантеевке, и внесенных в ГАС "Выборы": 50 против 35. По словам наблюдателя, таким же образом были занижены результаты "Справедливой России" и Партии роста и завышены – "Единой России". Однако в Мособлизбиркоме на его просьбу расследовать инцидент, пришел ответ, что проводить проверку комитет не уполномочен, после подведения итогов голосования пересчет бюллетеней возможен только в судебном порядке, причем на это отведено всего 10 дней.
Алпатов обратился в Минкомсвязи с просьбой предоставить ему доступ к официальным видеоматериалам с нескольких подмосковных участков, однако ведомство сообщило, что видео с участков теперь находится в компетенции областного правительства. Однако в 2012 г. было принято постановление Центризбиркома о порядке применения средств видеонаблюдения и трансляции на выборах: согласно ему, фактически любой желающий мог запросить записи в Минкомсвязи, причем удаленно.
Оттуда заявление Алпатова переправили снова в Мособлизбирком, и круг замкнулся. Аналогичная ситуация произошла и с наблюдателем из подмосковного Серпухова Игорем Обориным. Проблемы с доступом к видео возникли также у КПРФ и "Яблока" в Татарстане. Член ЦИК Антон Лопатин подтвердил изменения в порядке выдаче видео с выборов.
По его словам, ЦИК утвердил постановление, которым разрешил регионам самостоятельно определять параметры видеонаблюдения: они могут отличаться от стандарта, утвержденного к президентским выборам 2012 г. Это объясняется другой схемой финансирования видеонаблюдения: значительная часть проекта реализовывалась регионами, и денег в это было вложено гораздо меньше, чем в наблюдение за выборами президента. Поэтому условия хранения и передачи видео определялись прежде всего исходя из возможностей заказчика.
При этом, констатирует Алпатов, многие регионы постарались ограничить круг тех, кто может запросить записи с камер. Так, по решениям комиссий Петербурга и Татарстана избиратель, как участник избирательного процесса, может запросить видео только с избирательного участка, где он голосовал лично. При этом "проситель" должен лично прибыть в избирком для копирования видеоматериалов.
2016РегиональныеМосковская область