В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Статья 12 Конституции РФТак записано в Основном Законе страны. На самом деле местное самоуправление на Ямале далеко не самостоятельно, его приватизировали губернатор и чиновники ямальского правительства. Так называемая «реформа местного самоуправления» в ЯНАО активно заработала ещё 5 лет назад, когда к власти в округе пришла «пуровская команда». Послушное Заксобрание на потребу чиновникам правительства «перешивает» региональный закон о местном самоуправлении как лоскутное одеяло. Кобылкин словно завзятый шулер тасует колоду глав городов и районов, многие из которых попали к нему в прямую зависимость, а в большинстве случаев и в подчинение. Местные думы, состоящие в подавляющем большинстве из членов «Единой России», штампуют решения о назначении глав администраций с завидным единодушием. Но иллюзия демократии все же сохраняется: прежде чем муниципальные депутаты проголосуют «за», кандидаты проходят конкурсный отбор.
Конкурсная комиссия состоит из шести членов: три «губернаторских», три местных. Таким образом окружные чиновники могут заблокировать решение представителей муниципалитета по любой кандидатуре, которая придется им не по душе. Поэтому в последнее время конкурс окончательно превратился в фикцию.
К примеру, в кратчайшие сроки на смену Евгению Скрябину в Пуровский район откомандирован Андрей Нестерук. До этого глава – «летун» уже успел поруководить и Ямальским, и Приуральским районами. Теперь, по причинам, известным только губернатору Кобылкину, оказался в Пуровском. Видимо, на Пуровской земле из-за оттока кадров на более тёплые места подходящих на должность главы уже не осталось.
Также без объяснения причин «ушли» Валерия Лебедевича в Губкинском — его заменил бывший первый заместитель главы администрации Салехарда Сергей Бурдыгин.
Конкурсы по выборам глав Пуровского района и Губкинского прошли формально. У «шестёрок» не было выбора: либо «человек Кобылкина», либо «подсадная утка» из числа чиновников местной администрации. Имя победителя было известно заранее.
Вот раньше бывало, что на главную должность в городе или районе претендовали достойные люди, которые могли и составляли достойную альтернативу выдвиженцам Кобылкина. У них даже программы были посерьёзнее, чем у официальных кандидатов. Но кому они были нужны, эти программы…
Теперь же с пережитком демократии окончательно покончено. К конкурсу допускаются только специально подготовленные и прикормленные в недрах административного аппарата серые мышки. Например, ставший главой Губкинского Сергей Бурдыгин будучи первым замом главы в Салехарде ничем особенным не отличился. Поэтому и получил лакомое место - «ведь нынче любят бессловесных».
Между тем губернатор продолжает производить только одному ему подвластные рокировки. В Лабытнанги, якобы из-за выявленных ямальским ОНФ недостатков в работе, должность главы оставил Олег Черевко . В Надыме, вследствие коррупционного скандала, связанного с заместителем, свой пост покинул Сергей Шегуров…
На самом же деле все это не более чем банальные просчёты Кобылкина в работе со своими кадрами, которые, скорее всего, никогда и не являлись для губернатора «своими», иначе бы он их так просто не сдал. А тут убил сразу двух зайцев: и от балласта избавился, и перед Кремлем по части борьбы с коррупцией козырнул. Тем временем, ежечасно поминаемая собеседниками соцсетей небезызвестная Жанна Александровна, как член той самой пуровской команды «Капитана Арктики», по-прежнему просиживает удобное административное креслице.
Скоро до широкой ямальской общественности доведут фамилии новых глав Приуральского района и города Лабытнанги. Кого посадить в опустевшие кресла, губернатор, как повелось, решит самостоятельно (руками «шестёрок», разумеется). Правильным будет это решение или нет – его не волнует. Также как не волнует и мнение жителей муниципалитетов. Главное — продемонстрировать свою волю и власть…
Вот и получается, что демократические процедуры организации местного самоуправления, прописанные в Конституции РФ, не более чем красивая ширма, за которой скрывается вечная российская беда – чиновничий беспредел.
Вячеслав Китаев