Бывший уполномоченный по правам человека Элла Памфилова избрана председателем Центральной избирательной комиссии (ЦИК) России. Решение было принято 28 марта на заседании ЦИКа по итогам тайного голосования. «Лента.ру» выяснила, какие задачи поставят перед новым руководителем ЦИК и чем ей предстоит заниматься в первую очередь.
Предшественник Памфиловой Владимир Чуров отличался исключительным добродушием: он говорил о себе как о «последнем травоядном в политическом зверинце», представлялся то козлом, то носорогом и с удовольствием позировал на камеру в водолазном костюме.
Памфилова показала себя неформально только однажды: в 2008 году на конференции по Латинской Америке она исполнила зажигательный танец с полуобнаженными индейцами. Теперь от нее ждут не показательных выступлений, а жесткого контроля и твердости, считают эксперты. По их мнению, перед Памфиловой стоит несколько основных задач, для выполнения которых опыт и связи правозащитницы будут очень кстати.
По словам главы совета «Российского института избирательного права» Игоря Борисова, продолжающего работать в президентском Совете по правам человека, Памфилова — не революционер, но перемены в ЦИКе точно будут. Какие?
Сменить «волшебный» имидж ЦИКа
В первую очередь бывшая правозащитница захочет изменить сложившийся имидж избирательной системы, уверен политолог Дмитрий Орешкин, бывший коллега Памфиловой по президентскому совету. «Для Кремля самое важное направление — имиджевое, — отмечает эксперт. — У Эллы Александровны устоявшийся и заслуженный имидж человека эффективного, порядочного и честного. К тому же имиджевая функция будет выполнена просто потому, что новый начальник вызывает доверие».
Есть риск, что назначение Памфиловой будет воспринято ее ближайшими коллегами по ЦИКу как пиар-ход, опасается Орешкин. Но, по его словам, сама Памфилова едва ли ограничится пиаром: «Она захочет что-то изменить, но на изменения потребуется не менее года», — подчеркивает он.
Рассказать честно о выборах
Опрошенные политологи единогласно признали, что сегодня ситуация с избирательным процессом в России обстоит относительно неплохо, но информационный фон таков, что выборы порой выглядят сплошной фальсификацией. «Даже западные наблюдатели признают, что у нас избирательные процессы попадают в европейские стандарты. Далеко не то, что было в 90-х и начале 2000-х», — говорит глава Национального антикоррупционного комитета (НАК) Кирилл Кабанов. Нарушений предостаточно и в других странах, в том числе Великобритании, Германии и США, добавляет он.
«Основная задача — донести информацию о качестве проведения наших выборов до общества, — говорит Игорь Борисов. — Сегодня эта повестка в масс-медиа перехвачена другими силами, поэтому мы зачастую получаем только негативную информацию. На самом же деле идеальных выборов не бывает, и нарушения имеют место, но далеко не в тех масштабах, в которых об этом говорят критики». Бывший коллега Памфиловой уверен, что «из ее уст информация (о качестве выборов — прим. «Ленты.ру») будет звучать немножко по-другому».
Снизить политический градус
Предыдущему главе ЦИК не удалось установить контакт с силами гражданского общества, признает Борисов. В итоге повестку дня задавали либо политические силы, заинтересованные в определенном результате, либо те, кто хочет подорвать доверие граждан к демократическим институтам. «Одна из задач нового главы ЦИК — убрать политическую составляющую из избирательных процедур», — уверен Борисов.
По его словам, в отличие от многих правозащитников Памфилова не возлагает излишних надежд на то, что «Запад нас спасет», и готова ориентироваться именно на российское гражданское общество. «Кроме самого российского народа никто не заинтересован в том, чтобы нас спасать в сфере правозащитной деятельности, — говорит Игорь Борисов. — И Элла Александровна прекрасно понимает, что мы должны собственными силами, с учетом наших культурных, исторических и экономических особенностей строить избирательные и правозащитные процессы».
Вернуть вес наблюдателям
Вопросы, связанные с правами и статусом наблюдателей, волновали Памфилову давно, говорят ее бывшие коллеги. Как отмечает Дмитрий Орешкин, действия предыдущего руководства ЦИК были направлены во многом на то, чтобы ограничить возможности и связать руки наблюдателям. Преемница «волшебника», как ожидается, возьмет на вооружение противоположную тактику. К слову, в этом контексте назначение укладывается в рамки политического курса федерального центра, который нацелился на большую открытость выборных процессов и повышает роль наблюдателей.
«Присутствие наблюдателей — и это исторический факт — существенно снижает долю фальсификаций, — говорит Дмитрий Орешкин. — Это как раз тот вариант, когда можно одновременно уменьшить долю брака (в бюллетенях — прим. «Ленты.ру») и повысить рейтинг избирательных комиссий в глазах общественности». Политологи также не исключают, что Памфилова постарается принять меры к тому, чтобы повысить ответственность за препятствование работе наблюдателей.
Поменять кадровую политику
В борьбе за прозрачность Орешкин советует председателю ЦИК обратить внимание на кадровую политику, которая должна отражать приоритеты нового руководства. Так, при предыдущем председателе ЦИК Александре Вешнякове были вскрыты факты фальсификаций, и в результате председатели избиркомов получили условные сроки.
«Можно поддерживать, награждать премиями и продвигать вверх людей, которые честно считают. А можно тех, которые дают правильные результаты. Вот при Чурове поддерживали тех, кто дает правильный результат», — рассказывает политолог.
Сделать выборы «немножко лучше»
Тем не менее эксперты напоминают, что ЦИК — правоприменительная структура и лишь выполняет действующие нормы. К тому же у Памфиловой не так много времени до ближайших выборов, чтобы изменить что-либо в избирательном процессе. «Нечестно от нее требовать, чтобы она по щелчку все сделала красиво. Выборы такие, какие есть, и страна такая, какая есть. У председателя ЦИКа есть возможность сделать выборы немножко получше или немножко похуже. Вот Элла Александровна, уверен, сделает выборы немножко получше», — резюмирует Орешкин.
****
Так или иначе главным результатом работы Памфиловой в ЦИКе должно стать именно улучшение качества избирательного процесса. При более или менее прозрачных выборах причин для недовольства их результатами у населения не будет, прогнозируют политологи. Они отмечают, что сейчас власть и избиратели примерно одинаково представляют себе, как должен выглядеть «правильный» результат голосования. Уровень доверия к федеральной власти довольно высокий, поэтому она заинтересована в прозрачности выборов, объясняет Кирилл Кабанов. А поскольку избиратели уже видят негативные последствия украинского сценария, наверняка большинство проголосует «пускай за бедненькую, но стабильность».
Юлия Макарова
2016ФедеральныеФедеральный уровень