CSS Drop Down Menu by PureCSSMenu.com CSS Drop Down Menu by pureCssMenudown.com
» Статьи о выборах » Для конкурентных выборов на Северном Кавказе «серьезных противопоказаний нет»

 
Для конкурентных выборов на Северном Кавказе «серьезных противопоказаний нет»[edit] / /paann>>[[//eeddit]
(1.04.2016)


Эксперты КГИ развенчали мифы о специфике северокавказских республик
Дестабилизировать обстановку на Северном Кавказе может не межэтническая напряженность, а отсталая нормативная база и непродуманная политика местных властей. К такому выводу пришли эксперты Комитета гражданских инициатив Алексея Кудрина, изучившие специфику пяти кавказских республик. После многолетних исследований ученые готовы дать ответ на вопрос, возможно ли развитие Северного Кавказа в сторону верховенства права, конкуренции в политике и прозрачных правил игры в экономике. Кто и зачем спекулирует на межэтнических конфликтах и преувеличивает опасность «стихии» – в материале «ФедералПресс».

Комитет гражданских инициатив Алексея Кудрина призывает к серьезному реформированию органов власти северокавказских республик. Чтобы разрушить устоявшуюся структуру клановости элит, в регионе необходимо создать новую систему подготовки и отбора управленческих кадров. Об этом говорится в новом исследовании КГИ «Северный Кавказ и современная модель демократического развития», основанном на изучении культурной специфики Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Ингушетии, Дагестана и Чечни.

Авторы исследования – сотрудники Института экономической политики им. Гайдара Константин Казенин и Ирина Стародубровская – считают, что сегодня преобладающую роль в формировании структуры местных элит играет такое понятие как клановость. На Северном Кавказе позиция главы клана по факту важнее, чем любая формальная должность. Это очень хорошо видно в Дагестане, где ряд клановых лидеров потеряли высокие посты, но продолжают не только контролировать активы, но и влиять на ряд назначений в республиканской власти. Эксперты уверены, что такая система мешает политической конкуренции и кадровой ротации (карьерные успехи в ней мало связаны с деловыми качествами и профессионализмом), но разрушать ее, не создав альтернативной системы подготовки и отбора кадров, нельзя. В противном случае большой проблемой станут поиски управленцев, имеющих опыт, необходимый для замещения высоких позиций в руководстве регионов, но при этом не связанных ни с каким кланом.

К вопросу об устройстве элиты на Северном Кавказе тесно примыкает вопрос о возможности проведения всенародных выборов в северокавказских регионах. Эксперты отмечают, что сегодня там практически не осталось сел, районов и городов, главы которых избирались бы всенародно. Принято считать, что проведение выборов, особенно в многонациональных республиках, с большой вероятностью спровоцирует межнациональную напряженность, а поддержка того или иного кандидата будет определяться лишь родственными связями и национальностью.

По данным аналитиков, большинство глав сел северокавказских республик выбирается сельскими советами местного самоуправления, главы районов и городов – депутатскими советами соответствующих уровней. Такая система выборов дает региональной власти больший контроль над формированием местного самоуправления, страхует ее от возможных неожиданностей, считают эксперты. Тем не менее серьезных противопоказаний для проведения всенародных выборов на данных уровнях на Северном Кавказе нет.

Куда более сложным представляется вопрос о рисках проведения выборов глав северокавказских регионов (сейчас такие выборы сохранены только в Чечне). В конце 1990-х – начале 2000-х годов по уровню рисков они заметно превосходили «стандарт» таких кампаний в других регионах РФ. Так, выборы главы Карачаево-Черкесии в 1999 году едва не привели к серьезному конфликту с участием населения, а битва административных ресурсов разного уровня на выборах главы Ингушетии в 2002 году поставила регион на грань силового противостояния.

«Вместе с тем, опыт проведения губернаторских выборов в регионах Северного Кавказа слишком мал для того, чтобы предсказывать, в каких условиях они создают риски, а в каких – нет. В той же Карачаево-Черкесии через четыре года после событий 1999 года, в 2003 году, всенародные выборы прошли без каких-либо заметных обострений, несмотря на то что состав основных политических игроков практически не изменился. При этом в Дагестане, где также сложный национальный состав, всенародных выборов не проводилось вовсе», – отмечают авторы исследования.

Эксперты уверены, что определенные риски, связанные с всенародными выборами глав северокавказских регионов, не должны вести к отрицанию возможности развития электоральной демократии. «Проблемы с конкурентными выборами есть не только на Северном Кавказе, но там против этого механизма обычно приводят дополнительные аргументы: говорят, что это может усилить насилие, коррупцию, к власти могут прийти радикалы, и поэтому так рисковать нельзя. Но радикалы не признают процедуру выборов и никогда не будут в них участвовать. Да, действительно, те или иные силы могут попытаться использовать насильственные практики, но ведь они могут их использовать и в рамках процедуры назначения!», – говорит руководитель научного направления «Политическая экономия и региональное развитие» ИЭПП Ирина Стародубровская. Эксперт подчеркивает: если проблемы, существующие на Северном Кавказе, не имеют возможности выплеснуться в политическое поле, то они могут выплеснуться в поле насильственном. «Я считаю, что конкурентные выборы на всех уровнях – это правильный путь для Северного Кавказа», – резюмирует она.


Авторы исследования развенчивают миф о якобы постоянно существующей на Северном Кавказе межэтнической напряженности, из-за которой в любой момент обстановка в регионе может быть дестабилизирована. Этот фактор риска часто рассматривается как препятствие к любым преобразованиям в северокавказских республиках – «как своего рода «индульгенция» отказу от любых попыток серьезного изменения имеющегося там уклада на более современный». Эксперты считают, что опасность «стихии» сильно преувеличена и, более того, во многом рукотворна. В последние полтора десятилетия практически все ситуации, в которых действительно имели место протесты под этническими лозунгами, на Северном Кавказе были связаны не с некой «традиционной» сложностью межэтнических отношений, а с непродуманной политикой органов власти по вполне конкретным хозяйственным или административным вопросам.

Ситуации, в которых имеется потенциал межэтнической напряженности, связаны не с какой-то «первозданной» сложностью межнациональных отношений, якобы характеризующей Северный Кавказ, а с управленческими решениями и нормативными актами, касающимися в основном местного самоуправления и земельной сферы, говорят аналитики. «Это реальные интересы, которые в определенной ситуации принимают форму этнических движений, потому что так удобно и выгодно тем, кто мобилизует протестную активность. Интересы связаны с землей, распределением должностей, другими ресурсами. Это не является механизмом, заложенным природой», – объясняет Стародубровская.

Для того чтобы устранить или, по крайней мере, существенно ослабить угрозу насилия в межнациональной сфере, важно начать процесс решения территориальных проблем, а также сделать более прозрачным регулирование земельных отношений. Все выявленные истоки угроз можно устранить только путем серьезного реформирования политики органов власти на Северном Кавказе, создания реально работающих диалоговых площадок по спорным вопросам и повышения прозрачности экономического регулирования, считают эксперты КГИ. По их мнению, межнациональные отношения не являются тормозом для модернизации Северного Кавказа, а для того, чтобы снизить связанные с ними риски, необходим модернизационный прорыв в решении земельных проблем и проблем муниципальных границ.

Представления об отсутствии на Северном Кавказе внутренних движущих сил экономической и социальной модернизации, связанная с этим опора на традиционные «кланы» и попытки модернизации исключительно «извне» делают федеральную власть заложницей их интересов. В подобных условиях основным направлением поддержки социальной модернизации на Северном Кавказе может стать создание предпосылок для реальной смены элит – реализация образовательных программ по типу кадрового резерва, формирование сообщества образованных людей, обладающих глубокими знаниями и современными компетенциями, представляющих себе систему организации жизни в северокавказских регионах.

Помимо этого, необходимо активно включать мусульманские сообщества и их лидеров в различные направления общественной деятельности. Важно не ограничивать возможности самореализации активных членов исламских сообществ в бизнесе, гражданской и политической деятельности и возобновить работу комиссий по адаптации бывших боевиков. Существующие в регионе конфликты необходимо переводить в политическое поле, не препятствовать активизации политической жизни и проведению свободных выборов на всех уровнях власти. С целью более активного вовлечения умеренных исламских кругов в политическую деятельность необходимо начать обсуждение вопроса о снятии запрета на деятельность религиозных политических партий, считают эксперты КГИ.
2016РегиональныеИнгушетия


:nbsp;<

: /pn1.04.2016 /pnСтатьи о выборах, Региональные выборы 2016, Аналитика, Дагестан, Ингушетия, Чеченская республика
: ФедералПресс : <>Екатеринбург
: http://fedpress.ru/news/elections/reviews/1459503128-dlya-konkurentnykh-vyborov-na-severnom-kavkaze-sereznykh-protivopokazanii-net Статья

>>
Лента новостей


Праймериз



"Выбор Народа" в социальных сетях: