V Московский экономический форум (МЭФ-2016), состоявшийся в марте в МГУ имени Ломоносова, собрал более 3,5 тысячи участников. Экономисты, политики, предприниматели и общественные деятели из 47 российских регионов и 16 зарубежных стран в течение трех дней обсуждали альтернативные пути развития российской экономики в ходе пленарных дискуссий, многочисленных конференций и круглых столов.
Без гнева об итогах рыночных реформ
Участники форума отметили, что четверть века назад представления высших российских чиновников о сути рыночных преобразований были примитивными. Ложные прозападные ориентиры привели к выбору ошибочного курса страны. В результате «шоковой трансформации» страна получила экономику, основанную на доходах от сырья, нуждающуюся в диверсификации, и отсутствие внятной стратегии движения вперед.
По мнению декана экономического факультета МГУ Александра Аузана, первоначальный расчет на то, что рынок все расставит по местам, привел к формированию экстрактивных институтов, блокирующих дальнейшее развитие экономики. «Нельзя ли, решая задачу сытости, вернуться к долгосрочным целям развития? На мой взгляд, это основная задача сегодняшнего дня».
Наши представления о сути перехода к рыночной экономике были примитивны – отметил Александр Некипелов, академик РАН, директор Московской школы экономики МГУ. Непонимание важности проблем создания экономических субъектов рыночной экономики, неверное размещение ресурсов, концепция шоковой терапии и градуализма привели к слишком дорогим ошибкам. «Мы потеряли основную часть высоко-технологических производств, решив осуществить трансформацию в шоковом режиме любой ценой. В итоге это все сказалось на системе. Сегодня мы наблюдаем похожую ситуацию», – подытожил Некипелов.
О результатах произошедших реформ 90-х высказал свою точку зрения известный экономист и публицист Юрий Болдырев. Падение цен на нефть стало серьезным звонком для России, поводом задуматься и направить все усилия на создание созидательной модели развития общества, государства и экономики.
Диверсификация экономики – это стратегия, которую Россия должна принять на вооружение, заявил известный французский политик и экономист, бывший директор-распорядитель Международного Валютного Фонда Доминик Стросс-Кан. Он отметил, что проблема России – экономика, ориентированная на экспорт ресурсов, которая не работает в современных условиях. Дорогая нефть лишила государство стимула увеличивать производительность труда, развивать другие отрасли экономики. Сейчас же у России нет другого пути, кроме как развивать средний и малый бизнес, потому что российская экономика держится, в основном, на крупных предприятиях. Если не развивать другие отрасли экономики, не развивать науку и не использовать человеческий капитал, Россия может остаться в ловушке низких доходов, подытожил Стросс-Кан.
Экономист Владислав Жуковский отметил антисоциальный и разрушительный характер российских реформ, когда в России была создана «химера», вобравшая отрицательные черты и рыночной, и советской экономики. Квазирыночный и псевдолиберальный характер экономических изменений привел к появлению экономической модели, в которой фактически отсутствуют и частная собственность, и какие-либо перспективы развития экономики за пределами сырьевого сектора. Более того, предприниматели воспринимаются как «дойные коровы», которых использует в своих интересах паразитирующая на них власть.
«В российской экономике зарабатывают только те, кто либо сидит на нефтяной трубе, либо прокручивает доллары в нашей финансовой системе», – подчеркнул Жуковский. Освободиться из сложившейся экономической ловушки России поможет лишь смена политического курса, в центре которого должны находиться национальные интересы как социально-трудового большинства, так и малого бизнеса, преодоление сырьевой зависимости и развитие человеческого потенциала, заключил эксперт МЭФ.
Экономика России: позитивный сценарий
По мнению сопредседателя МЭФ, президента Промышленного союза «Новое Содружество», председателя Федерального совета «Партии Дела» Константина Бабкина, «перед Россией – долгая дорога к росту, и ничто не может нам помешать, если мы будем правильно использовать уроки истории». Он подчеркнул, что весь мир удвоил объемы производства за 25 лет, Россия умудрилась его снизить. Опыт Китая показывает, что если государство для развития производства вкладывает в инфраструктуру, то она прогрессирует, а ограничения политического характера решаются и не являются препятствием для роста объемов промышленности. Результаты последних исследований показывают, что 65% населения хотят перемен и стержнем этих перемен видят новую индустриализацию. Вопрос в том, как интерпретировать желания людей, как обеспечить развитие необрабатывающей отрасли. В этих целях была выработана «Хартия-2016», этот документ требует смены не оправдавшего себя экономического курса, который главенствует в России на протяжении четверти века и перехода к новой экономической политике развития страны.
Член комитета Государственной Думы РФ по бюджету и налогам Оксана Дмитриева привела в пример цифры, говорящие о рукотворности нынешнего кризиса. «Необходим позитивный сценарий в кредитной политике. Это процент на уровне 7–8%, и ключевая ставка 5–6%. Важно проводить устойчивую политику дешевого рубля. И сейчас, когда нефть дорожает, для этого самое подходящее время. В налоговом стимулировании необходимо отказаться от квазиплатежей, а в госзаказе – от тендеров, перейти к госконтракту на основе цены и сроков. Источники финансов – средства, которые лежат на депозитах и в Фонде национального благосостояния», – считает Дмитриева.
Уменьшать количество иждивенцев, заставлять людей работать и создавать рабочие места призвал генеральный директор ОАО «МХК «Еврохим» Дмитрий Стрежнев. Предприниматель внес несколько предложений для изменения курса страны в области бизнеса. Во-первых, необходимо уменьшить количество административных реформ и ограничений для производителей, так как в данный момент 70% времени уходит на борьбу с административным ресурсом. Во-вторых, бизнесмен призвал обеспечить прозрачный доступ к инвестициям, освободить новые компании от налогов в течение пяти лет и обязать предпринимателей выплачивать работникам высокие зарплаты.
Председатель регионального отделения ВПП «Партия Дела» в Приморском крае Всеволод Ию сравнил отношение местной власти к российскому бизнесу и к соседскому китайскому. По его словам, отечественным предпринимателям приходится платить в казну за электроэнергию по завышенному тарифу – 5, 53 копейки, китайскому – всего 1,5 рубля. Похожая картина неравноценных условий для бизнеса складывается и в сфере кредитования – процент займов малому и среднему бизнесу в России доходит до 50. Китайское правительство своему сельхозпроизводителю выдает кредиты под 1,5–2 процента.
По мнению Валерия Фадеева, главного редактора журнала «Эксперт», «существует очень серьезный разрыв между тем, что делается на уровне федеральной власти, и тем, что происходит в регионах». Во многих субъектах наблюдается положительная динамика в экономике, однако позитивный рост не отражается на федеральном уровне, потому что к принятию решений подпускают определенную узкую группу лиц. Это проблема отсутствия коммуникации между элитами.
Норвежский экономист Эрик Райнерт считает диверсификацию ключом к решению проблем российской экономики. Он напомнил гостям конференции о двух успешных опытах диверсификации экономики в российской истории: индустриализации Петра Великого и реформах Сергея Витте. По мнению ученого, свободная торговля уже показала свою несостоятельность и продолжает демонстрировать ее в Европе. И если и капитализм, и коммунизм основывались на идее массового производства, то сейчас концепция мира меняется от глобализации к чему-то более сложному. В связи с этим России необходимо сформировать свою собственную модель развития, основанную на диверсификации, используя собственные положительные тенденции и опыт.
Возможность роста в текущих рыночных условиях подчеркнул в своем выступлении советник Главы Чувашской Республики Сергей Колесников. В подтверждение своих слов бизнесмен привел показатели роста возглавляемой им Корпорации ТехноНИКОЛЬ. Предприниматель посетовал на частые изменения законодательства, исходящие от федеральных органов власти. Россия является рекордсменом по количеству законов: вводятся новые поправки, запреты, административные штрафы. Спикер обозначил необходимость остановить поток законотворчества, ущемляющего интересы предпринимателей.
Политика и экономика
Многие проблемы у разных стран сегодня похожи, главная задача – научиться понимать другую точку зрения и после этого ее принимать или не принимать. «И если мы не сумеем понять другого прежде, чем его критиковать, это будет не критика, а ругань». Таково мнение модератора этой дискуссии Александра Бузгалина, заместителя сопредседателя Форума, профессора экономического факультета МГУ.
Найти пути для интеграции России и Запада в построении общего экономического пространства от Владивостока до Лиссабона призвал научный директор Германо-Российского форума Александр Рар. Эксперт упомянул ряд плоскостей, в которых разворачивается противостояние между Россией и Евросоюзом. Первое – это проблема пропагандистской идеологии. И Россия, и Запад категорически отказываются принимать во внимание противоположную точку зрения. К примеру, в Европе убеждают людей, что Украина хочет принять западную демократию, но Россия ее не пускает. В России же господствует точка зрения, что власть в стране захватили фашисты, Украину нужно спасать. По мнению Рара, рецидивом холодной войны являются и приятые санкции, и попытка Запада ослабить Россию, как в энергетическом, так и в денежном плане. «В итоге от этого противостояния страдает бизнес, страдают люди. Санкции больно бьют по немецким бизнесменам, которым запрещают вести дела с российскими предпринимателями», – привел пример участник дискуссии.
Нейтан Хант, президент Совета директоров Канадской деловой ассоциации в России и Евразии, подчеркнул, что в России всегда пытаются обвинить в проблемах западных политиков, мигрантов, американцев. Вместо этого следовало бы искать проблемы в самих себе и самостоятельно строить экономику, которой можно было бы гордиться. «На Западе Майдан – это революция и выражение настоящей воли украинского народа, в России же – это переворот против легитимно избранного лидера, произведенный под влиянием США». Также он упомянул о противоположных подходах к НАТО: для Европы это альянс, созданный в целях совместной защиты, и расширение НАТО не должно волновать другие страны. Россия же указывает на достаточно агрессивные действия со стороны НАТО, которые нельзя назвать защитными. Россия чувствует угрозу со стороны НАТО.
Сергей Бодрунов, директор Института нового индустриального развития имени С. Ю. Витте, председатель Международного комитета МЭФ, обратил внимание, что современные геополитические и геоэкономические вызовы – это гигантское испытание для российской экономики и общества. Для сохранения экономики, по мнению эксперта, необходимо проводить курс, направленный на импортозамещение товаров, на повышение их конкурентоспособности. У России есть все шансы не отстать в мировом развитии. «Главный друг России – хорошая экономика!».
Итоги МЭФ-2016
Модератор заключительной пленарной дискуссии, директор Аналитического центра «ВТО-Информ» Евгений Корчевой отметил, что за два дня были проведены 15 конференций, 17 круглых столов и пленарные дискуссии, все мероприятия прошли на высоком уровне.
Итоги МЭФ-2016 подвел сопредседатель МЭФ, председатель Федерального совета «Партии Дела» Константин Бабкин. Он выразил надежду, что в результате Форума в головах у людей сложилось понимание, что либеральная модель – не единственная, и все-таки существует альтернатива. «Две трети россиян хотят перемен и готовы делать многое, чтобы началось движение вперед. Это и есть достижение Форума. А когда миллионы людей чего-то хотят – это случается».
Научный руководитель Института Экономики РАН, сопредседатель МЭФ Руслан Гринберг, в свою очередь, отметил странный диссонанс в жизни России. «Люди поддерживают Путина, но недовольны проводимым экономическим курсом и политикой, будто это кто-то другой ее проводит». По его мнению, существует два возможных сценария: первый – убеждать президента и премьер-министра в том, что необходимы изменения. Альтернативный вариант – действие в духе конкурентной политической системы. «Конкуренция – душа рынка, без конкуренции в политике невозможно изменить экономическую политику», – считает Гринберг.
На форуме была представлена также Хартия за смену экономического курса. Этот документ провозглашает курс на новую индустриализацию страны, призывает правительство изменить налоговую систему, придать ей стимулирующие функции. В частности, нужно снизить налоги для предприятий, ведущих модернизацию; методами налогового стимулирования, антимонопольного регулирования и административными методами добиться радикального снижения цен на топливо, на электроэнергию, на железнодорожные перевозки и другую продукцию и услуги естественных монополий; изменить финансовую политику, обеспечив экономику недорогими кредитами. Нужно прекратить вывод государственных денег за рубеж и остановить практику спорадического отзыва лицензий у банков; пересмотреть подходы к регулированию внешней торговли, обеспечив российским производителям условия деятельности на внутреннем и на внешних рынках как минимум не хуже, чем у зарубежных конкурентов. Новый экономический курс даст мощный толчок производству в России и обеспечит стабильное развитие всей экономики.
По общему мнению участников Форума, экономическая политика в России, заложенная Гайдаром и Ельциным четверть века назад, себя исчерпала, нужны перемены, стимулирующие несырьевое развитие экономики. Участники форума поддержали Хартию за смену экономического курса.
2016ФедеральныеФедеральный уровень