Екатерина Винокурова
В первой тройке федеральной части списка партии «Яблоко» могут оказаться многолетний лидер этой партии Григорий Явлинский, нынешняя глава партии Эмилия Слабунова и один из основателей партии, экс-омбудсмен Григорий Лукин. Такой сценарий обсуждался на выходных на конференции московского «Яблока», говорят два источника в партии.
Этот вариант — не единственный. Например, альтернатива — не «тройка», а «десятка» с непартийными политиками — Дмитрием Гудковым, Владимиром Рыжковым, а также харизматичным лидером псковского отделения «Яблока» Львом Шлосбергом. Впрочем, источники говорят, что такой вариант вызывает серьезное противодействие со стороны старых партийных аппаратчиков. Им не понятно, почему на потенциально проходные места в списке должны попасть люди, не имеющие многолетних заслуг перед партией.
Еще одна претензия по отношению к потенциальным кандидатам, которых «Яблоко» привлекает в свои ряды перед выборами: в своей агитации те неактивно используют логотип партии «Яблоко» и мало занимаются продвижением партийного бренда, продолжает источник. Это относится и к Гудкову, и к Рыжкову, и к ряду других кандидатов.
Сергей Митрохин, в субботу вновь избранный лидером московского «Яблока», сказал Znak.com, что партийная тройка на конференции не обсуждалась.
Лев Шлосберг сказал Znak.сom, что он не комментирует слухи о вариантах федеральной части списка, так как их «более пятидесяти и пока комментировать нечего».
Политолог Аббас Галлямов считает: в том, что актив «Яблока» не хочет кандидатов со стороны, нет ничего удивительного.
«Многим российским демократам свойственно сектантское мироощущение. Для них не важно, плох ты или хорош, важно — свой ты или чужой, — напоминает Галлямов. — Понятию "союзник" здесь просто нет места. Это не вина этих людей, а их беда. В условиях постоянного противостояния с властями, у людей естественно формируется подозрительность в отношении всех, кто не входит в их круг. Чтобы демократы смогли объединится и создать единый список, необходим какой-то шок. Убийство Немцова стало таким, но, судя по всему, его эффект уже прошёл, и единый демократический фронт вновь распался на мелкие группировки. Тяга к размежеванию побеждает стремление к консолидации», — отмечает Галлямов.
Замглавы Центра политических технологи Алексей Макаркин считает, что «Яблоко» вполне может пойти на тройку, составленную по формальному принципу: два основателя и председатель партии.
«”Широкий” вариант, действительно, не понравится большей части партфункционеров, однако способен привлечь дополнительных избирателей. Выходом из ситуации могло бы стать расширение верхней части списка до 10 человек с включением перечисленных выше политиков на проходные (в случае преодоления пятипроцентного барьера) места», - отмечает Макаркин.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев согласен с остальными экспертами: если «тройка» «Яблока» будет составлена по формальному принципу из старых функционеров, то это ударит и лично по Григорию Явлинскому, и по всей партии.
«Тройка должна продемонстрировать переход партии в новое качество, — считает Калачев. — Партия должна, по Хантингтону, пережить первого лидера — тогда она может считаться настоящей. Иначе это секта, а не партия. Партии надо иметь широкую и постоянную социальную опору. Важно учитывать еще и то то, что для институционализации политической партии имеет значение временной фактор, так как серьезные и значительные партии быстро не создаются. Так вот, у «Яблока» сейчас шанс перейти на новый уровень, показать, что Явлинский — «мозг», а не человек с неудовлетворенными амбициями», — резюмирует Калачев.
2016ФедеральныеФедеральный уровень