Общественно-политическая ситуация в регионах во многом зависит от эффективности работы политического блока администрации субъектов РФ. Кто они — лица, ответственные за вопросы внутренней политики на территории Сибири, и как справляются со своей задачей?
Ждали решительных действий
Трудно сомневаться в том, что куратору политического блока в Новосибирской области отведена значительная роль в структуре власти. Глава региона наделил его довольно обширным перечнем полномочий и статусом: Юрий Петухов отвечает за внутриполитическое направление в должности первого вице-губернатора Новосибирской области.
Вероятно, для того, чтобы давать оценку качеству его деятельности на посту стоит подождать хотя бы четыре недели, до подведения итогов единого дня голосования — первого с момента, когда он занял должность в областной администрации.
Политолог Александр Парфенов одним из достижений Юрия Петухова считает налаженный диалог с региональным парламентом, который трудно назвать покладистым.
Александр Парфенов склоняется к мысли, что удачей Петухова как политического куратора можно считать формирование объединенного списка «Единой России» в Госдуму, где Новосибирская область включена в одну региональную группу с Омской и в котором представители Новосибирской области доминируют.
По мнению экспертов, одним из критериев оценки способностей ответственного за внутреннюю политику чиновника могут быть итоги праймериз в том смысле, не явились ли они катализатором внутрипартийных конфликтов, скандалов.
«Мне кажется, что состав списка на выборах в ГД и распределение мест в нем для разных территорий не является отражением оценки эффективности политического блока в регионе. Но качество процедуры праймериз в регионах, конечно, косвенно должно учитываться. Плохо, если региональная власть и местная ЕР организовала процедуру на слабом уровне, не сумела заинтересовать избирателей. Или если происходили скандалы с административным вмешательством или тем более федеральный оргкомитет праймериз аннулировал итоги праймериз именно по причине нарушений со стороны чиновников разных уровней», — говорит Александр Пожалов.
Напомним, что на съезде ЕР из числа участников предварительного голосования по решению федерального оргкомитета праймериз был исключен депутат законодательного собрания Новосибирской области Алексей Александров. Причины до сих пор не объяснены.
«Не разразился скандал федерального масштаба — тоже плюс. Он мог запросто и из партии выйти, терять ему особо нечего, да и пример бывшего руководителя фракции ЕР в горсовете Новосибирска, а теперь лидера новосибирского списка «Родины» Вячеслава Илюхина заразителен», — говорит Александр Парфенов.
Еще одним из критериев, по которым оценивается эффективность заместителей глав регионов, отвечающих за внутриполитическую сферу, является социальная стабильность на территории. В Новосибирской области ситуация не идеальная. Стоит учесть: скандалы не получают развития, потому что политический блок, на мой взгляд, стал работать при Петухове лучше».
Собеседники «КС», близкие к региональной власти, на условиях анонимности отмечают, что ждали от Юрия Петухова, когда он брался за политический блок, большего. «Иногда ситуация требует более решительных действий», — отмечает один из влиятельных новосибирских единороссов.
Юрий Петухов не является членом «Единой России», но он — первый заместитель Владимира Городецкого, который в свою очередь является главным представителем ЕР в Новосибирской области и ему отвечать перед федеральной властью за результаты выборов на территории.
Результат ЕР во многом зависит от того как пройдет голосование на территориях за пределами областного центра. «Юрий Федорович не так часто появляется в районах, как мог бы», — рассуждает эксперт. Впрочем, можно предположить, что если бы политический куратор действовал именно так, это могло бы сыграть против него. Стратегия, которой он придерживается, наверное, позволяет ему не настроить против себя представителей противоположного лагеря.
Даже те, кто находят повод для критики Юрия Петухова, склонны считать, что в федеральном центре он на хорошем счету.
Есть над чем работать
В Омской области политические процессы входят в зону ответственности заместителя председателя правительства Владимира Компанейщикова. Некоторые из экспертов, говоря об эффективности его работы, в первую очередь упоминают о губернаторской кампании 2015 года. Ее выиграл в первом туре кандидат «Единой России». Но победа Виктору Назарову далась нелегко. Договориться с командой выдвиженца КПРФ Олега Денисенко не удалось, до сих пор есть над чем работать.
Выборы 2016 — очередной тест для Компанейщикова как руководителя политического блока. «Вызов перед Компанейщиковым — довольно серьезный. Ему нужно не допустить возврата региона в красный пояс. КПРФ в этом году попробует взять реванш, увеличить присутствие коммунистов. Покраснение областного парламента в перспективе приведет к коммунистическому горсовету, а дальше — к мэру-коммунисту. С точки зрения прогнозов, этого исключать нельзя», — рассуждает политолог, генеральный директор федеральной экспертной сети «Клуб регионов» Сергей Старовойтов.
Что касается думской кампании, в объединенном новосибирско-омском партсписке ЕР оказалось всего трое омичей, а шансы на попадание в Госдуму есть только у одного — помощника губернатора Омской области Дмитрия Перминова, который не слишком известен в регионе, несмотря на статус Героя России. Он участвовал в 2012 году в выборах в горсовет и их проиграл.
Близкий к Компанейщикову собеседник «КС» считает проявлением недостаточной силы политического блока региона ситуацию, сложившуюся на одномандатных округах. Один из них фактически отдан коммунисту, первому зампреду комитета Госдумы по образованию Олегу Смолину. «Получается, регион не смог настоять на том, чтобы в Думу попал местный депутат. Хотя Смолин и уроженец Омска, но он более двадцати лет живет в Москве. По этому округу планировал идти зампредседателя регионального отделения «Единой России» Степан Бонковский», — рассказывает эксперт. Лидер местной ЛДПР Алексей Ромахин был готов вложить в кампанию большие деньги. «Омским кураторам внутренней политики он был выгоден, потому что предсказуем, но с гонки его сняли. Это было пожеланием Москвы, для того, чтобы «Справедливая Россия» набрала в области побольше голосов. Региональная исполнительная власть больше склонялась к ЛДПР (в настоящий момент депутат от ЛДПР является действующим вице-спикером областного заксобрания), однако отстоять своего человека опять же не смогла. Более того, «справедливороса» Горовцова уже открыто поддерживает бывший губернатор омского региона Леонид Полежаев, который продолжает вести борьбу с экс-мэром Омска, кандидатом в депутаты Госдумы по 139 округу Виктором Шрейдером», — констатирует политический эксперт.
Он признает и заслуги Компанейщикова на посту. «До того, как он стал куратором политического блока, кланы воевали между собой за политическое влияние, ситуация фактически вышла из-под контроля. И сейчас на местном уровне кланы ФПГ, заинтересованные в местах во власти, больше решают, чем куратор. Но все-таки он способен с ними выстраивать диалог», — отмечает источник, близкий к Компанейщикову. «У Компанейщикова были проблемы с точки зрения его восприятия федеральным центром. Речь о скандале с его участием в различных видах бизнеса в то время, когда он находился на госдолжности. Проблемы, кстати, ему помогла решить милицейская группировка. Сейчас у него все хорошо, по моей информации», — заключает собеседник «КС».
Не пропадёт
Политический блок правительства Красноярского края последние четыре года курирует Сергей Пономаренко, который, несмотря на свой возраст (ему в августе исполнился 41 год), успел проработать в органах власти почти двадцать лет. «За это время он стал мастером аппаратных игр и интриг. Это, пожалуй, самая сильная его сторона», — рассказывает политический аналитик Александр Чернявский.
В числе главных заслуг Пономаренко, по мнению эксперта, — победа Эдхама Акбулатова на выборах мэра Красноярска в 2012 году. Александр Чернявский отмечает, что успешными для «Единой России» были большинство выборных кампаний в муниципальные органы власти в Красноярском крае 2014 – 2015 годов.
«Провалами» Пономаренко он считает ситуацию, сложившуюся в ряде муниципалитетов, разрываемых конфликтами элит. «Из-за за клановых войн в последние годы пришлось распускать райсоветы (Абанский и Манский). Во многих других муниципалитетах не утихают скандалы, например, в Богучанском районе. В течение последнего года в двух райсоветах кандидаты от краевой власти потерпели поражения на выборах глав муниципальных образований (Минусинский и Ачинский районы. Серьезным ударом по краевой власти стала и неудача «единороссов» на выборах в горсовет Красноярска 2013 года, когда партия власти лишилась большинства в муниципальном парламенте.)», — перечисляет политический аналитик.
Для губернатора Виктора Толоконского важен контроль над законодательным собранием, но с законодательной ветвью власти у главы региона, а следовательно и у политического вице-губернатора, отвечающего за диалог с ней, есть определенные проблемы. «Проваленные в 2013 году выборы в горсовет Красноярска, дали возможность реинкарнации основного оппонента региональной власти — Анатолия Быкова, которому удалось сформировать в горсовете большую фракцию. «Единая Россия» тогда уступила «Патриотам России». А отвечал за кампанию именно Сергей Пономаренко. Выборы 2016 для краевой власти будут очень непростыми, и это понятно уже сейчас», — говорит политолог Александр Парфенов.
Очевидно, Красноярский край привлекает к себе внимание Москвы, к чему прикладывает усилия и ресурсы, например, предприниматель и политический деятель Анатолий Быков, который грозит акциями протеста, в Красноярском крае собираются подписи за отставку губернатора Виктора Толоконского, в информационном пространстве время от времени появляются публикации о скором снятии главы региона.
«В крае считают, что у Пономаренко хорошие отношения с нынешним заместителем председателя Правительства РФ Александром Хлопониным, при губернаторстве которого он совершил серьезный карьерный рывок. При этом многие в Красноярском крае обратили внимание на июньский рейтинг близкого к Кремлю Фонда развития гражданского общества, в котором работа политического блока получила негативную оценку из-за «низкого уровня внутриполитического менеджмента», — замечает Чернявский.
Противостоять админресурсу
Ситуация в Иркутской области интересна тем, что выборы главы региона в прошлом году выиграл коммунист Сергей Левченко. Вице-губернатор Дмитрий Чернышов не является членом КПРФ, но давно сотрудничает с действующим главой области. Мэр областного центра Дмитрий Бердников близок к единороссам, в городской администрации сегодня работает часть команды предыдущего губернатора Сергея Ерощенко. Глава законодательного собрания Иркутской области Сергей Брилка — лидер местного отделения «Единой России».
Основная задача политического вице-губернатора Чернышова сводится к противостоянию ресурсу «Единой России». Большинство глав муниципальных образований (МО) Иркутской области являются членами ЕР.
На чьей стороне будет перевес на выборах в Госдуму, эксперты пока предсказать не готовы. С одной стороны партсписок у КПРФ — весомее, чем у ЕР. Коммунистов в думу ведет губернатор Левченко. Единороссов — не имеющий отношения к Иркутской области Иосиф Кобзон, под вторым номером стоит имя активиста ОНФ из Москвы Николая Николаева. «Но зато позиции единороссов сильны в трех из четырех одномандатных округов, так что сейчас сложно прогнозировать исход кампании: три один в пользу ЕР или КПРФ и ЕР поделят мандаты поровну», — говорит политолог Алексей Петров.
С его точки зрения проблемной зоной политического вице-губернатора Чернышова остается кадровая и информационная политика. Политолог замечает, что решение кадровых вопросов, особенно касающихся социального блока, требует большей оперативности. И хотя это является компетенцией губернатора, задача политического зама — обратить внимание главы области на самые актуальные вопросы, отражающиеся на социально-политической ситуации в регионе.
Как скажет губернатор
Социально-политическая ситуация в регионе определяется во многом авторитетом его главы Амана Тулеева, его работой с избирателями и лоббистским потенциалом в федеральном центре. Однако вряд ли можно сказать, что у политического вице-губернатора простая работа. Блок политики входит в зону ответственности Алексея Зеленина.
Если федеральный центр и оценивает эффективность политического вице-губернатора, то вероятнее всего, для Москвы ориентиром является мнение непосредственного начальника Зеленина.
«С точки зрения федерального руководства, за все, что происходит в регионе, ответственность перед президентом несет лично губернатор. В Кремле мало кого волнует, почему случился тот или иной кризис — головы летят со всех: и с губернатора, и с вице-губернатора, и с куратора региона в администрации президента. Поэтому у сильных глав регионов высокие посты занимают эффективные аппаратчики, иначе возрастают риски пострадать из-за провала своего подчиненного», — рассуждает Сергей Старовойтов.
Оценивать способности Виталия Снесаря — куратора политического блока в Алтайском крае — Сергей Старовойтов предпочитает также без отрыва от эффективности работы губернатора Александра Карлина. «У Карлина были откровенные конфликты с мэром Барнаула, Бийска. Также мы помним серьезный политический конфликт с политиком и бизнесменом Анатолием Банных, которого называли инициатором кампаний по информационному воздействию на действующего губернатора. Но ситуация стабилизировалась, разболтанность на муниципальном уровне прошла и сегодня регион под управлением Карлина вполне управляем», — говорит Сергей Старовойтов.
Политолог отмечает, что куратор политического блока администрации Алтайского края умело выстраивает работу со средствами массовой информации, тщательно следя за тем, чтобы информировать не только жителей региона, но и представителей федеральных политических элит: «Снесарь понимает, что информационная закрытость ни к чему хорошему не приведет, но средства массовой информации — инструмент, на котором надо уметь играть. И выходец из органов контрразведки, опытный аналитик Снесарь такое умение демонстрирует», — считает Старовойтов.
Мобилизация к президентским выборам
«Наиболее сильные сибирские губернаторы — это Карлин и Тулеев. Их политическую устойчивость определят в немалой степени умение вести грамотную политическую работу. Исходя из этого, можно судить и об эффективности работы политического блока. С этой точки зрения, не самую высокую оценку я бы поставил руководителю внутриполитического направления в Республике Алтай. Видно, что там и выборы проводятся довольно грубо, присутствует плохой информационный фон, постоянные конфликты на национальной почве. В общем, складывается такое впечатление, словно не сегодня-завтра все свалится в проблемную плоскость», — заключает гендиректор «Клуба регионов».
В любом случае, сентябрьские выборы — очередной экзамен для политических кураторов в регионах. От того, выдержат ли они их, во многом зависят их дальнейшие перспективы — то есть кто будет курировать политическое направление на территориях во время президентской кампании 2018 года.
Прямая речь:
Политолог, доцент МГУ ГРИГОРИЙ КАЗАНКОВ:
— Должность кураторов по политике появилась в начале 2000-х. Возникла объективная необходимость, региональным властям пришлось заниматься работой с муниципалитетами. Социально-политическая обстановка в том или ином субъекте РФ зависит от того, насколько хорошо или плохо идет работа в этой плоскости. Эффективность политического вице-губернатора особенно важна, когда существуют проблемы в экономике. Думаю, чем дальше, тем роль ответственного за внутреннюю политику в регионах будет становиться выше.
С одной стороны федеральному центру не все равно, кто занимает позицию политического куратора в субъектах. Но из Москвы очень трудно составить объективное представление о том, справляется ли человек со своими задачами. Москва согласует кандидатуры на эти позиции, но увидеть, эффективен ли потенциальный куратор или нет, практически нереально. Мне кажется, это сфера компетенции губернатора. В значительной степени его политическое благополучие зависит от потенциала чиновника, который занимается внутренней политикой.
Директор по исследованиям фонда Институт социально-экономических и политических исследований АЛЕКСАНДР ПОЖАЛОВ:
— Первая сложность заключается в том, что эффективность работы вице-губенаторов по внутренней политике бывает трудно отделить от результатов деятельности самого главы региона. В Сибирском федеральном округе есть руководители регионов, которые во многом самостоятельно занимаются сферой внутренней политики. Виктор Толоконский, Аман Тулеев, — губернаторы старой школы, они не ограничиваются ролью губернаторов-технократов. И наоборот, есть главы территорий, которых можно назвать скорее хозяйственниками, у них нет большого опыта в сфере публичной политики или стремления ей заниматься лично. Многое зависит от того: какую роль глава региона отвел куратору политического блока, какие реальные полномочия в этой сфере он ему делегировал, как распределены смежные сферы ведения (работа со СМИ, с муниципальными образованиями, аналитический блок) между куратором политического блока и другими замами или главой администрации. Это не плохо и не хорошо, но априори ставит замов по политике в разные категории, к которым нельзя подходить с одной меркой.
Оценивать эффективность их работы целесообразнее по итогам выборного цикла, но отнюдь не в прямой зависимости от результата «Единой России». В сегодняшних условиях при оценке работы политического блока федеральным центром учитывается также качество организации избирательного процесса, восприятие обществом и политической оппозицией в регионе итоговых результатов голосования как легитимных, оценку ситуации в регионе руководством Центризбиркома.
Конкуренция между группами влияния неизбежна, но региональная власть может проводить выборы по принципу «игры с нулевой суммой», где победитель только один, а может использовать голосование для выстраивания системы политических альянсов и договоренностей, чтобы в итоге встроить всех ключевых игроков в новую политическую конфигурацию. Второй путь, конечно, гораздо эффективнее. Например, достаточно распространена в последнее время практика взаимных уступок одномандатных округов крупными партиями, мы видим это и на федеральном уровне.
Понятно, что в ведение политических вице-губернаторов не входит социальный и экономический блок. Но очевидно, что для эффективной реализации функций ответственного за внутреннюю политику важно, чтобы ему не приходилось выступать в роли человека, который запоздало тушит пожар открытого общественного недовольства. Федеральный центр уделяет очень большое внимание социологическим исследованиям в регионах, отслеживанию социальных конфликтов, работе с независимыми общественниками. Приветствуется, чтобы и на региональном уровне внутриполитический блок активнее работал в этих направлениях.
2016РегиональныеНовосибирская область