Предвыборные страсти-мордасти подкидывают все новые сюрпризы. Подозрение, что в избиркомах “чего-то химичат” с подписными листами, получило подтверждение... Но обо всем по порядку. Точнее, изложим ситуацию в обратном порядке.
Уже когда этот номер готовился к печати, поступило сообщение о том, что кандидат в депутаты Новокузнецкого городского Совета народных депутатов по 16-му округу Лола Рутковская утром в понедельник сенсационно выиграла суд у окружной избирательной комиссии. Суд обязал ОИК-16 зарегистрировать ее как кандидата в депутаты, выдать удостоверение и прекратить чинить препоны.
Напомним, Рутковская - одна из 17-ти (семнадцати!) кандидатов-самовыдвиженцев, которых окружные избиркомы “срезали” на этапе проверки подписных листов. О парадоксальности ситуации, превратившейся в фарс, мы писали ровно неделю назад (статья “Чисто чтоб поржать” от 30 сентября). Так вот, суд, со слов самой Лолы Зардовны не только вынес позитивное для нее решение, но и назначил экспертизу по анализу подписных листов, вызвавших сомнение и послуживших основанием для избиркома к отстранению ее от выборов, отказа в регистрации. Результаты были готовы к утру понедельника, при сверке подписных листов, побывавших в избиркоме, со сканами, оставшимися на руках у кандидата, выяснилось, что они по четырем позициям отличаются - именно эти позиции и были использованы избиркомом для обоснования снятия кандидата! Эксперт, по словам Рутковской, подтвердил наличие исправлений.
Мы тоже видели эти исправления в датах в подписных листах. В одном случае из “двойки” дополнительной черточкой получилась “четверка”, во втором “тройку” чья-то ловкая рука дорисовала до “девятки”. В третьем из корявой “семерки” получилось некое подобие “восьмерки”. В четвертом пять переправлено на девять. Во всех этих случаях изменилась дата - число или месяц. Что дало избиркому формальное право “забраковать” данные подписи. Еще четыре даты, как решили бдительные члены комиссии, содержали исправления. С формулировкой: “Дата внесения подписи избирателя выполнена с неоговоренными исправлениями” они были также “отбракованы”. Все это позволило ОИК-16 в августе добиться отстранения кандидата, отказа ему в регистрации...
К слову, вызвавшие сомнение окружной избирательной комиссии подписи с датами мы тоже внимательно рассмотрели. Ни в одном случае сомнений в том, какую именно цифру писал избиратель, у нас не возникло. Да, не все люди, особенно в почтенном возрасте, обладают каллиграфическим почерком - у кого-то дрожит рука, кто-то ставит подпись на стене или подоконнике. Малейшая неровность - и ручка предательски “пляшет”, а цифра получается, ну, скажем так, не идеальная. Но понять, что именно написано, можно. Тем более что все сомнения, согласно утвержденным ЦИКом РФ “Методическим рекомендациям по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах...”, должны трактоваться в пользу кандидата. Кроме того, “не могут считаться исправлениями помарки, не препятствующие однозначному толкованию сведений”.
Но если выискивание погрешностей в этих самых подписных листах еще можно как-то списать на ошибку, излишнее рвение или, в конце концов, дефект зрения членов “опарафинившегося” избиркома, то художества в подписных листах - лишние черточки и закорючки, все эти исправления - непреднамеренно сделать невозможно. Хороший повод разобраться с моральным обликом тех, кому мы доверяем судьбу выборов, а также дать правовую оценку. Добавим для полноты, что вмешательство неких анонимных злодеев исключено: подписные листы хранятся в сейфе, доступ к которому есть только у руководства окружной избирательной комиссии.
Давайте на минуточку представим, что значило для кандидата преодоление неожиданной препоны. Вместо агитационной работы, возможности выступления в СМИ Рутковская массу времени и сил потратила на сбор доказательств и защиту своей позиции в суде. Привлекла к участию в процесс восьмерых свидетелей, которые проявили гражданскую позицию - потратили свое время, пришли и дали показания.
При том, что у нее имеется юридическое образование, опыт судебных тяжб. Другие “отсеянные” такого опыта не имеют. Для них отказ - непреодолимое препятствие. При том, что поддержку - реальную поддержку избирателей - они также получили. Подписные листы сданы. Если есть сомнения в волеизъявлении кого-то из избирателей, можно поинтересоваться у него самого. Негоже вытирать об избирателя ноги.
Ну, а теперь о главном - кому помешали Рутковская и еще 16 кандидатов самовыдвиженцев, что были “отсеяны” ОИКами? Вполне допускаю, что у кого-то из них были огрехи в подписных листах. Но не у всех же! Избирательная комиссия лучше, чем кто бы то ни был должна знать содержание 32-й статьи Основного закона Российской Федерации. Конституция гласит, что граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Равное право предусматривает и равные возможности в его реализации. Как это выходит на практике - смотрим выше.
Я, конечно, слышал, и не раз, о конкретных показателях в процентах, которые “сбрасываются сверху” и которые в итоге должны быть получены за того или иного кандидата, чтобы тот не просто победил, а победил убедительно. Стремление обеспечить высокую явку и вескую поддержку можно было бы только приветствовать, если бы решение задачи достигалось легальными, законными, способами. Путем воздействия на избирателя, убеждения его аргументами, а лучше - делами в том, что развитие города и страны ведется в правильном направлении. А линия партии и правительства (горсовета и муниципальной администрации - если речь идет о самом Новокузнецке) является правильной и заслуживающей поддержки.
Когда пытаются действовать от обратного - подгоняя, как двоечник, решение арифметической задачки под ответ в конце учебника, игнорируя логику, мораль и право, то получается так, как получается.
Ошибок сделано уже очень много. Дойдет ли до нерадивого ученика через голову? Или нужно задействовать другие места?
Сергей Бабиков.
2016МестныеКемеровская область