В воскресенье Нижегородская область в числе других субъектов РФ будет выбирать депутатов Государственной Думы и собственный региональный парламент. «ФедералПресс» опросил политологов об итогах избирательной кампании и перспективах партий.
Выборы в Госдуму и законодательное собрания Нижегородской области состоятся в единый день голосования 18 сентября. Избирательная кампания ознаменовалась общей «сушкой» явки населения, не отличалась особой активностью кандидатов и выделялась зачисткой выдвиженцев от КПРФ и технологией двойников. Эксперты прогнозируют сохранение четырехпартийного состава парламента в действующем варианте, говорят о возможной активности административного ресурса и считают, что голосовать придет не более 40 % населения региона.
Общее число зарегистрированных кандидатов по спискам партий в Нижегородской области в 2016 году составляет 513 человек. В заксобрание будут избираться 11 партий: парламентская четверка, «Коммунисты России», «Яблоко», «Гражданская сила», «Родина», «Партия роста», «Патриоты России» и «Российская партия пенсионеров за справедливость».
Кандидаты и партии
«Специфика этих выборов заключается в том, что более острая борьба идет на уровне ОЗС, чем на уровне выборы в Государственную Думу. Казалось бы, депутаты в Госдуме более статусны, и там должны сойтись фигуры, которые способны составить конкуренцию друг другу. Но, по-моему, нынешние выборы в Госдуму по округам показали, насколько скудным по кандидатам является политическое сословие Нижегородской области. Давненько уже мы не видели таких кандидатов, чья известность даже до региональной не дотягивает. Из известных на федеральном уровне депутатов могу назвать Вадима Булавинова, Александра Тарнаева. Все остальные – это кандидаты регионального и даже просто местного уровня. Поэтому исход выборов в Госдуму по округам может быть весьма непредсказуемым», - считает профессор Высшей школы экономики Сергей Кочеров.
«Что касается выборов в ОЗС, там собрались фигуры именно регионального значения, которые, кстати, вполне бы могли пойти на выборы в Госдуму: они по своей известности и яркости на региональном уровне вполне смогли бы им создать конкуренцию. Но они пошли в законодательное собрание и в результате того, что здесь таких фигур, способных вступить в серьезную конкуренцию оказалось больше, то и зачистка прошла более серьезная, чем на выборах в Госдуму», - отмечает эксперт.
«Для меня очевидно, что ни одна из партий, кроме парламентских, пятипроцентный барьер не преодолевает. Поэтому, скорее всего, четырехпартийный расклад в парламенте сохранится. Если говорить о представленности партий, то лидером останется, естественно, «Единая Россия», далее – КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия». Что касается одномандатников, то не исключено появление двух-трех человек, но о партиях я пока не стал бы говорить», - сказал руководитель Нижегородского филиала ФоРГО Евгений Семенов.
Конкуренция выдвиженцев и зачистка оппонентов
«На этот раз зачистка имела в основном юридический, поскольку, насколько я понял, не было такого, чтобы кандидатов снимали, что называется, «по беспределу». У каждого нашлись какие-то основания в документах или в том, как он вел кампанию, которые с юридической точки зрения являются безупречными. Конечно же, в любом случае за снятием тех или иных кандидатов стоят политические интересы. Снимают ведь в первую очередь тех, кто может составить серьезную конкуренцию тому или иному кандидату. Но для кандидатов это является хорошим уроком, что если они не оформили должным образом документы, то их могут снять. Политические интересы, безусловно, при этом присутствуют, но и юридические основания для снятия практически в каждом случае были», - подчеркнул Сергей Кочеров.
«Нижегородская область - это регион, где на выборах административный ресурс может иметь слишком большое давление и даже сыграть решающую роль при подведении итогов голосования. Поэтому я понимаю озабоченность Центральной избирательной комиссии и всех тех, кто связан с этими выборами, о том, что результат будет отражать мнение избирателей. Конечно, кампания, которая проводится в Нижегородской области, не вполне соответствует критериям честности и открытости, конкурентности и легитимности. Мне кажется, чрезмерное давление на коммунистов может вызвать обратную реакцию, и КПРФ может набрать даже больше, чем она могла бы мечтать. Если говорить о «Единой России», то при вполне приличном рейтинге партии административное давление может оказать ей медвежью услугу. Нижегородские власти не способны и не готовы понять, что обязательно нужно доверять, что нужно дать возможность людям выразить свое отношение к партии таким, какое оно есть. И, скорее всего, люди не ошибутся. Попытки как-то подсказать и надавить вызовут обратную реакцию», - сказал глава «Политической экспертной группы» Константин Калачев.
Прогнозы явки избирателей
«Когда выборы назначаются на сентябрь, это объясняется желанием власти обеспечить среднюю явку. Потому что совершенно очевидно, что для высокой явки требуется проведение выборов в иные сроки. Например, выборы президента России, на которых власть заинтересована в максимальной явке, состоятся в марте. Думаю, явка будет в пределах 40 %», - считает Сергей Кочеров.
«С учетом того, что нижегородцы в массе своей могут думать, что выборы могут быть нечестными, явка может упасть. Другой вопрос, опять же: на самом деле, мы понимаем, что админресурс может как-то явку накрутить. То, как кампания проходит, не вызывает у людей большого желания прийти на выборы, потому что «за нас уже все давно решили». Хотя мы же на самом деле не знаем, что будет сильнее – мнение, что «за нас все решили» или желание честного голосования. Но в любом случае я не готов делать прогнозы по Нижнему Новгороду, потому что считаю, что это не совсем электоральная ситуация, потому что Шанцев и его группа товарищей будут пытаться влиять и на голосование, и на явку», - отмечает Константин Калачев.
«На мой взгляд, здесь есть другой эффект – используется так называемая «технология сушки явки». Эта технология используется по всей России, и в некоторых случаях в Нижегородской области мы это видим. Очевидно, для чего это делается и какие эффекты это вызывает. При невысокой явке большее преимущество всегда получает партия власти. Но вместе с тем сказать, что эти выборы неинтересны, я не могу. Эти выборы отличаются другого рода политической представленностью с точки зрения партий: если в прошлых выборах участвовало только четыре партии, сейчас их четырнадцать. Ассортимент и спектр политического предложения очень богат по сравнению с 2011 годом. Вопрос здесь не в выборе, в профессиональных действиях партий: они, как показали нынешние практики, пока не очень хорошо знают своего избирателя и не очень понимают, что избирателя интересует. Думаю, что явка будет в пределах 35-42 %», - прогнозирует Евгений Семенов.
2016РегиональныеНижегородская область