Екатерина Винокурова
В политических кулуарах заговорили о возможных структурных реформах в администрации президента после думских выборов. Среди вариантов обсуждается восстановление территориального управления администрации, ликвидированного при создании федеральных округов в 2000 году. Эксперты подтверждают, что в Кремле озабочены поиском новой конфигурации системы, и предостерегают от соблазнов новой централизации.
Пока о предстоящей административной реформе говорят в контексте «слухов», которые тем не менее насыщены достаточной конкретикой. При восстановлении территориального управления АП, упраздненного на заре президентства Владимира Путина, вернется часть политических функций от полномочных представителей. «Последние сосредоточатся на контроле социально-экономических показателей», – уточнил один из собеседников, близких к администрации главы государства. Впрочем, по сведениям от других источников, есть варианты и ликвидации полпредств, выполнивших свою задачу на определенном историческом этапе.
– Это – один из множества вариантов. Многие ждут после выборов продолжения отставок, реформ и новых назначений. Система может продолжить работать, в том числе по «хорошо забытому старому» сценарию, – иронизирует один из собеседников.
Кроме полпредств работой с регионами занимается управление внутренней политики. Собеседники, близкие к администрации, говорят, что в последние годы система взаимодействия с регионами в управлении внутренней политики сильно изменилась. Задача кураторов — проводить мониторинг ситуации в регионах, общаясь с представителями всех политических сил, чтобы иметь представление не только об общей ситуации, но и о взаимоотношениях между региональными элитами, развитии институтов гражданского общества, социально-экономическом состоянии регионов.
Параллельно с ними отчеты пишут и независимые эксперты, работающие на Институт социально-экономических и политических исследований, который возглавляет экс-сотрудник администрации Дмитрий Бадовский. Они ездят в регионы анонимно и собирают дополнительную информацию от всех участников политического процесса.
Политолог Аббас Галлямов считает, что ликвидация института полпредов даст экономию бюджету. «Содержание одного начальника управления и нескольких его замов обойдётся бюджету гораздо дешевле, чем содержание восьми полпредов», – говорит эксперт. Если же состоится схема с созданием территориального управления с политическими функциями, а полпреды останутся, пусть и с усеченным функционалом, особой разницы с сегодняшним положением дел не будет, отмечает он. Галлямов уверен, что «администрацию надо не усиливать, а ослаблять», поскольку, как показывает и новейшая отечественная практика, «сверхцентрализация до добра не доводит».
Глава Фонда эффективной политики Глеб Павловский допускает целесообразность создания отдельной формализованной структуры, которая возьмет на себя политические функции полпредств.
– Это может быть оправдано в ситуации, когда регионы все больше выходят из-под контроля с нарастанием кризиса, а в Госдуму вернутся депутаты-одномандатники, которые обещают быть прежде всего лоббистами своих регионов, а не интересов центральной власти, – поделился Павловский мнением со Znak.com.
Он считает, что в новых политических реалиях территориальное управление может стать своего рода арбитром. «У губернаторов появится свое лобби в Думе. При этом они продолжат ощущать затылком дыхание Следственного комитета и ФСБ. В такой ситуации может быть логичным создание некоей «клубной» структуры – туда губернаторы будут ходить жаловаться. И одновременно она сможет выполнять функцию нейтрализации губернаторского лобби», – говорит эксперт.
Павловский уверен, что это поможет «распутать запутавшиеся вертикали власти». «Но полностью формализовать процесс управления политикой невозможно, потому что все время будут дополнительные линии», – оговорился он.
2016ФедеральныеФедеральный уровень