Глава прокуратуры области Николай Шишкин и руководитель регионального управления Следственного комитета Кирилл Левит оказались перед непростым выбором.
«Тираспольский триллер» заставил изрядно понервничать воронежских силовиков. Общественность и элита, услышав гневные выступления руководства ЦИКа, стала активно обсуждать, почему правоохранители не возбудили уголовное дело по факту, как говорят в Центризбиркоме, фальсификаций итогов голосования.
Прокурор области Николай Шишкин на встрече с журналистами 26 октября сообщил, что материалы проверки направлены в СК для принятия решения о возбуждении уголовного дела — есть признаки состава преступления. В СК поторопились заявить, что идет проверка.
В кулуарах власти обсуждали, что силовики демонстрируют заметную неспешность. Прокуратура области, например, могла начать проверку еще 22-23 сентября, когда начался скандал и зазвучали первые обвинения в адрес избирательной комиссии Воронежской области. 22 сентября глава ЦИК Элла Памфилова впервые публично обвинила областной избирком в попытке подделать итоги выборов, 23 сентября она побывала на встрече у президента и заявила о незаконных действиях неустановленных лиц при подведении результатов голосования в Воронежской области. Никто не мешал прокуратуре в этот же день инициировать проверку. Официально на нее отводится 30 дней, но в некоторых случаях бывает достаточно и двух дней, и недели. Как в случае с осушением озера Круглое, когда сотрудники ведомства показали молниеносную реакцию, в течение недели определившись, что в действиях злоумышленников, собравшихся прикончить водоем, есть состав преступления. СК тоже быстро возбудил уголовное дело.
Публикации в прессе о, возможно, допущенных махинациях после выборов начались в 20-х числах сентября. Прокуратура наделена правом проводить проверки по информации в СМИ и — вот еще один повод для проверки. Николай Шишкин сообщил журналистам, что его ведомство направило материалы в Следственный комитет 26 октября. Когда началась проверка — он не уточнил.
Глава регионального управления Следственного комитета Кирилл Левит оказался в неловкой ситуации. Сейчас на него с большим удивлением смотрят представители элиты: где уголовное дело? Генерал, как сообщила его пресс-служба, все еще проводит проверку. Угольки в огонь подложил ЦИК: пожаловался, что нет ответа от силовиков, и в других регионах правоохранительные активнее работают.
Действительно, в Белгороде, Нижнем Новгороде, Самаре и Ростове-на Дону возбуждены уголовные дела по статье 142.1 УК («Фальсификация итогов голосования»). Несколько примеров.
В Ростове-на-Дону сотрудники Следственного комитета предъявили обвинение председателю участковой избирательной комиссии № 1958 Пролетарского района города, секретарю, а также одному из членов комиссии. Они обвиняются в фальсификации итогов голосования, которое состоялось 18 сентября. В Нижнем Новгороде возбуждено уголовное дело по факту фальсификации на выборах 18 сентября. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на следственное управление СК по региону.
Столь неспешная реакция силовиков может стать следствием той политической вертикали, которая существует в регионе. В ней первое место занимает губернатор, далее идут руководители силовых ведомств. Областные и городские чиновники говорят, что Алексей Гордеев является неформальным лидером среди них. Способные самостоятельные действия силовики, за исключением руководителя управления ФСБ, в пикантных историях не могут себе позволить. Выборы — вопрос остро-политический. Видимо, без получения негласного одобрения губернатора они не предпринимают действий. Нравится такая вертикаль или нет, чем она хороша и в чем недостатки, отдельная тема, но она есть, и в ней живет элита.
Но почему глава региона так осторожничает? Здесь может быть несколько причин, обсуждают в кулуарах власти. Губернатор не любит, когда против представителей региональной власти возбуждают уголовные дела. Есть несколько случаев: главы районов и управления ветеринарии были уволены, и только потом они становились фигурантами уголовных дел. Областной избирком в иерархии, хоть юридически независим, но формально приближен к власти. Если силовики возбудят уголовное дело, то по имиджу губернатора будет нанесен валидольный удар. Алексею Гордееву это вряд ли хочется.
Еще одна причина поведения силовиков — наличие оснований для возбуждения уголовного дела. Владимир Селянин и другие сотрудники избиркома говорят, что была допущена ошибка. Как доказать злой умысел и то, что Владимиру Селянину, как считает Элла Памфилова, выкручивали руки? В Ростове, Белгороде, Самаре было проще — там есть видео и явка с повинной. А здесь? На чем следствию строить обвинения?
Наконец, есть еще один нюанс. Губернатор относится к экс-главе облизбиркома дружелюбно, принимает у себя, пресс-служба выдает позитивные о нем сюжеты, так, словно Алексей Гордеев имеет какие-то обязательства перед Владимиром Селяниным. Портить отношения с ним после критики главы ЦИК губернатор не будет, что вполне объяснимо. Господин Гордеев давно знаком с Эллой Памфиловой, они оба в начале 2000-х вошли в команду президента. Видно, что отношения у главы региона с ней не такие, как с Галиной Кареловой. Конечно, нельзя сказать, что он не считается с мнением председателя ЦИКа, но то, что относится посредственно — для наблюдателей очевидно.
Так что неудивительно, если следователи все-таки откажут в возбуждении уголовного дела. Что будет в этом случае? А ничего. Подготовка к следующим выборам.
Напомним, что 21 сентября стало известно, что кандидат в депутаты Госдумы Абубакар Арсамаков от Справедливой России проходит в парламент благодаря победе партии на двух УИКах в Тирасполе. В ЦИК России после публикации в прессе о несоответствии данных в протоколах и системе «ГАС Выборы» провели проверку и выяснили, что была допущена ошибка. СР лишилась 4 тысяч голосов, и в Госдуму прошла Ольга Епифанова.
Алла Серебрякова
2016РегиональныеВоронежская область