Губернаторский корпус России ждут масштабные кадровые перестановки. Шесть глав регионов могут покинуть свои посты еще до Нового года, почти 15 – в начале следующего
«Профиль» публикует исследование Центра развития региональной политики. Рейтинг губернаторов России составлен с учетом множества факторов и данных, а также мнений экспертов и политиков. Таким образом, главы регионов получили оценки от «очень плохо» до «отлично», а составители рейтинга смогли предсказать возможное развитие их политической карьеры.
Оптимизация региональных элит связана с будущими президентскими выборами, сменой руководства Управления внутренней политикой администрации президента, а также обусловлена социально-экономическими факторами.
«Профиль» публикует полную версию «Кремлевского рейтинга» губернаторов РФ, составленного Центром развития региональной политики (результаты промежуточного исследования были опубликованы в журнале № 33 от 12 сентября 2016 г.).
Ноябрьский выпуск рейтинга составлен в сложный период смены руководства политического блока в администрации президента РФ. Уход с поста куратора внутренней политики Вячеслава Володина и приход на его место Сергея Кириенко качественно изменили подход к работе в регионах. Особое значение приобретают параметры, внимание на которое намерен обратить новый руководитель.
Речь идет о социально-экономической проблематике регионов: состоянии бюджетов, тенденций развития, госдолге и задолженностях предприятий по зарплатам. Особый интерес представляет состояние дел головных предприятий, влияние в регионе финансово‑промышленных групп (ФПГ). Впервые уделено внимание кадровым резервам как на региональном, так и на муниципальном уровне.
Важный параметр – возрастной фактор. Предполагается полная замена всех губернаторов возрастной группы 60+, особенно тех, кто достиг предельного возраста нахождения на госслужбе – 65 лет. На данный момент в «возрастную группу» попадает 30 губернаторов, треть от общего числа. Костяк регионального корпуса составляют люди в возрасте от 50–59 лет (31 чел.). 21 чел. – руководители в возрасте от 40–49 лет, 2 чел. – от 70 до 79 лет, 3 чел. – от 30 до 39 лет.
Оценка в рейтинге – сумма факторов, на основе которых прогнозируется вероятность отставки губернатора, усиления или ослабления позиций по отношению к федеральному центру, а не показатель эффективности его работы. Плохую оценку получают и первоклассные управленцы, если в отношении них принято решение о замене, например, по причине перехода на другую работу. Точно так же хорошие оценки получают те руководители, которые по всем параметрам заслуживают замены, однако известно, что их отставка в ближайшее время невозможна.
Кремль отказывается от старцев…
В I группу риска (скорая отставка) попали главы Республики Адыгея Аслан Тхакушинов, Пермского края Виктор Басаргин, Приморского края Владимир Миклушевский, губернаторы Самарской области Николай Меркушкин, Нижегородской области Валерий Шанцев, Новгородской области Сергей Митин и Рязанской области Олег Ковалев.
Аслану Тхакушинову исполнилось 69 лет, срок его полномочий истекает уже в январе 2017 года, скорее всего, он не будет переназначен, но поможет в выборе преемника. Прошедшие выборы вызвали раскол в элитах в связи с необходимостью поддержать кандидата-самовыдвиженца Вячеслава Резника, так как многие хотели видеть на этом месте национального кандидата, ставленника от местных кланов. Высокий уровень присутствия во власти клана Тхакушинова – тоже объект для критики. К числу высокопоставленных членов «правящей семьи» относятся брат главы республики, депутат парламента Адыгеи Эдуард Тхакушинов, прокурор наиболее близкого к Краснодару Тахтамукайского района Адыгеи Мурат Асланович Тхакушинов, зять Аслана Тхакушинова, секретарь республиканского Совета безопасности Хазер Чич и другие. Кроме того, оппозиция настаивает на возврате прямых выборов главы региона и мэра Майкопа, организован сбор подписей. Экономика региона развивается по докризисным стратегиям, при этом растет долг в сфере ЖКХ (почти 3 млрд рублей). Предполагаются дополнительные дотации в республику на уровне 1 млрд рублей для покрытия дефицита, решение продвигает зампред правительства Дмитрий Козак. По данным Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА), за 1-е полугодие 2016 года Адыгея вошла в число самых бедных российских регионов по показателю совокупных доходов на душу населения.
Виктор Басаргин (59 лет) может уйти в отставку в связи с тем, что срок его полномочий истекает в следующем году. Учитывая конкуренцию ФПГ (регион давно поделен между «ЛУКойлом», РАО «ЕЭС», ГК «Ренова», «Интерроссом», «Газпромом»), ослабление позиций главы, сложную электоральную обстановку, шансы на его переизбрание оцениваются как очень плохие. Поддержка ГК «Ренова» Виктора Вексельберга вовлекает Басаргина в войну между финансовыми группами, которые имеют в Пермском крае обширные интересы.
Владимир Миклушевский (49 лет) может покинуть свое кресло из-за результатов выборов не только в Госдуму, но и в краевой парламент, где почти все места заняли депутаты, тесно связанные с экс-губернатором Сергеем Дарькиным. Кроме того, скандал с праймериз ЕР весной этого года, низкий электоральный рейтинг власти, арест главы Владивостока Игоря Пушкарева, плохое ведение избирательной кампании – все эти факторы негативно отразились на рейтинге губернатора. По некоторым сведениям, его пост может занять протеже полпреда в ДВФО Юрия Трутнева Исмаил Ахметов, о котором известно лишь то, что его назначение также поддерживает группа компаний «Сумма».
Николай Меркушкин (65 лет), ранее оцениваемый как очень эффективный губернатор, может покинуть свой пост ввиду острого конфликта с «Ростехом», ведущей ФПГ региона. Его место может занять кандидат, поддерживаемый этой госкорпорацией, например, первый вице-президент Союза машиностроителей России (СМР) Владимир Гутенев. Напомним, что с 2014 года замгендиректора «Ростеха» работает бывший самарский губернатор Владимир Артяков, который в последние годы пытается вернуть себе влияние на регион. Кроме того, эффективность управления Самарской областью оказалась под вопросом: была выявлена сильная закредитованность бюджета (свыше 64 млрд рублей) перед коммерческими банками. Кредиты брал Меркушкин, рассчитывая потом перекредитоваться у государства, даже называлась сумма – 60 млрд рублей под 1% годовых. Но в планы вмешался кризис, и сегодня область платит ставку, близкую к 20% годовых, а губернатор планирует выпустить облигации займа у населения. Другие крупные ФПГ региона («Ренова» и «Роснефть») в ситуацию в регионе не вмешиваются.
Валерий Шанцев (69 лет) находится на грани отставки после серьезного скандала, связанного с выборами спикера парламента Нижегородской области. Сразу после выборов в сентябре этого года, когда встал вопрос о назначении спикера, выяснилось, что Шанцев не контролирует ситуацию, а инициативу по формированию руководства ЗАКС взял на себя оппозиционный к губернатору экс-мэр Нижнего Новгорода Олег Сорокин. В итоге контролируемые им депутаты сорвали выборы спикера. Решить проблему удалось лишь силами московских кураторов, и то спустя несколько недель. Кроме того, новое руководство политического блока АП РФ – выходцы из региона, поэтому логично предположить, что в скором времени возрастного губернатора, потерявшего контроль над политическим управлением, может сменить кандидат, близкий к кремлевской администрации.
Сергей Митин (65 лет), срок полномочий которого истекает осенью будущего года, имеет минимальные шансы на участие в переизбрании. В регионе много проблем, скорее всего, Митина сменит кто-то из молодых управленцев, выходцев из ФСО или ФСБ. Выходец из нового кремлевского клана, в последнее время активно подключившегося к поставке кадров для региональной политики, – т. н. «новоозерный кооператив», или «Валдайский клуб друзей Путина». Это силовики, близкие к главе Росгвардии Виктору Золотову, проживающие в дачном поселке «Новоозерное», находящемся рядом с валдайской резиденцией президента РФ.
Олегу Ковалеву 68 лет, его срок также истекает в 2017 году, а переизбрание 68‑летнего главы не имеет под собой никаких перспектив. Кроме того, растет госдолг региона, снижается поддержка властей. Ковалева, как и Митина, может сменить выходец из силовых структур.
…а молодым подыскивает работу
Во II группу риска попадает 13 человек: глава Бурятии Вячеслав Наговицын – из-за сложной экономической и политической ситуации в регионе.
Глава Республики Алтай Александр Бердников – из-за возрастного фактора и высоких коррупционных показателей (СК РФ возбудил дело в отношении Минсельхоза за «откаты» с грантов фермерам, а нашумевший проект ОЭЗ «Долина Алтая» был закрыт постановлением правительства РФ по подозрению в нецелевом расходовании средств).
Дагестанский лидер Рамзан Абдулатипов входит в группу наиболее возрастных политиков (70 лет), а регион – в число наиболее протестных в СКФО. Так, выборы во всех дагестанских одномандатных округах оказались резонансными, и поражение многих «клановых» кандидатов вызвало раскол в национальных элитах. Политический подтекст обретает и экологический протест жителей против вырубки реликтового леса на реке Самур, а также митинги, связанные со срывом федеральной программы в сфере ЖКХ (ветхое и аварийное жилье).
Глава Карелии Александр Худилайнен не попал в основную группу риска только благодаря уходу из АП РФ Вячеслава Володина, с которым у него был серьезный конфликт. Срок полномочий Худилайнена истекает в будущем году, а электоральный рейтинг губернатора и партии «Единая Россия» – один из самых низких по стране (на уровне 35%). С главой АП РФ Антоном Вайно у Худилайнена сложились рабочие отношения, но сделает ли на него ставку новый куратор внутренней политики Сергей Кириенко – большой вопрос. Учитывая низкую популярность, скорее всего, он будет заменен уже в ближайшее время.
Глава Якутии Егор Борисов (62 года) провоцирует конфликт с федеральными структурами и ФПГ, растет интерес к региону со стороны «Газпрома» и «Новатэка»; долг региона составил 44 млрд рублей, что на 15% превышает максимально допустимые значения, рекомендованные Минфином РФ.
У главы Удмуртии Александра Соловьева (66 лет) конфликт с полпредством Приволжского федерального округа, на фоне слабой управляемости и кадровой политики растет долг региона. К Удмуртии также увеличивается интерес со стороны ФПГ.
Глава Алтайского края Александр Карлин (64 года) имеет крайне низкий электоральный рейтинг партии «Единая Россия» (по закрытым опросам Спецсвязи, в конце лета он составлял 30%), постоянные межэлитные конфликты (с мэрами Барнаула и Бийска, с оппозиционным политиком Анатолием Банных). Кроме того, у Алтайского края очень низкие экономические показатели – это самый крупный дотационный регион Сибирского федерального округа.
Губернатор Архангельской области Игорь Орлов (52 года) при крайне низких социально-экономических показателях региона получает «плюс», так как в ближайшее время его отставка не обсуждается никем из руководства страны.
Глава Белгородской области Евгений Савченко (66 лет) может покинуть свое кресло только по возрастным показателям, так как он считается крайне эффективным руководителем.
Курский губернатор Александр Михайлов (65 лет) должен покинуть кабинет в ближайшем будущем, когда будет подобран и согласован преемник.
Главе Липецкой области Олегу Королеву (64 года) также подыскивают преемника по согласованию с основной ФПГ «Новолипецкий металлургический комбинат».
Губернатору Псковской области Андрею Турчаку всего 40 лет, он должен был покинуть свой пост уже в этом году и перейти на работу в АП РФ к Сергею Иванову, но в связи с отставкой последнего ротация «зависла» и трудоустройство Турчака теперь под вопросом.
Отставка главы Саратовской области Валерия Радаева обсуждалась бывшим руководителем политического блока АП Володиным, но в связи с его переходом в Госдуму осталась нереализованной.
Губернатор Томской области Сергей Жвачкин (59 лет) может покинуть пост после срока истечения полномочий в марте 2017 года из-за давления со стороны политических оппонентов, которые настроены против поддерживаемого «Газпромом» губернатора. Речь идет о таких ФПГ, как «Ренова», «Интеррос» и «Альфа-групп».
Особенно стоит отметить губернатора Московской области Андрея Воробьева, который может занять пост главы МЧС РФ, но, пока эта схема не будет реализована, Воробьев имеет прочные позиции.
Задача середнячков – удержаться
Из фигурантов рейтинга, получивших оценки от 3‑ до 4+, особенно стоит отметить некоторых руководителей.
Глава Башкирии Рустэм Хамитов (62 года), главный лоббист сохранения компании «Башнефть» прежним собственником (республика владеет 25% акций), проиграл битву Игорю Сечину и «Роснефти». Кроме того, не исключено, что Хамитов лоббировал второй вариант – продажу акций «ЛУКойлу». Учитывая это поражение и рост задолженностей по ЖКХ и зарплатам в регионе, Хамитов теряет свои позиции.
Глава Карачаево‑Черкесии Рашид Темрезов (40 лет) накануне был переназначен на должности. В сложной борьбе республиканских элит он победил наиболее сильный клан, который представлял экс-премьер Руслан Казаноков (ушел в отставку сразу после переназначения Темрезова). Пост сенатора от республики потерял Крым Казаноков, его место занял Рауф Арашуков из клана противников Темрезова, с которыми тот явно заключил мировую. Глава республики вынужден был пойти на определенные уступки, но вместе с тем он стал первым ее руководителем, избранным на второй срок подряд.
Глава Коми Сергей Гапликов (46 лет), один из немногих «отличников» рейтинга, – представитель кадрового резерва профессиональных управленцев. Профессиональный менеджер, хороший экономист и финансист, что очень важно – религиозный человек, близок к РПЦ. Важным фактором для Коми является т. н. «дело Гайзера», а значит, пока не будут вынесены обвинительные приговоры ряду чиновников, задачей Гапликова будет обеспечение материалов этого дела и переформатирование местных элит, а также их связей с федеральными ФПГ («ЛУКойл», «Северсталь» и «Ренова»). Напомним, что с «Реновой» дела обстоят наиболее тяжело, так как гендиректор «Вымпелкома» Михаил Слободин оказался фигурантом дела о коррупции в руководстве республики.
Главе Мордовии Владимиру Волкову 62 года, срок его полномочий истекает в марте 2017 года. Вопрос о перевыборах во многом зависит от судьбы его бывшего патрона, губернатора Самарской области. Уход Меркушкина может отразиться на Волкове, и тогда на его место назначат нового, более молодого кандидата, скорее всего, из близких к Кремлю «силовиков»: ФСБ или ФСО. В числе приоритетных задач главы региона – подготовка к ЧМ‑2018: строительство стадиона идет полным ходом, уже возведены монолитные конструкции.
Заслуженные хорошисты и отличники «путинского призыва»
Президент Татарстана Рустам Минниханов (59 лет), один из немногих глав‑тяжеловесов, который не только уверенно чувствует себя в регионе, но обеспечивает сохранение регионом некоторых черт суверенного государства. Вместе с тем этнократия и даже рост подпольного сепаратизма – проблемы, которые могут сказаться в будущем. Кроме того, Татарстан позиционирует себя как исламскую республику и, насколько может, противостоит исламизации других регионов по сценариям фундаменталистов. Новый куратор внутренней российской политики Сергей Кириенко имеет большой опыт работы с Татарстаном, который в непростой экономической ситуации остается донором бюджета РФ, но требует к себе особого внимания. Например, как в случае разрыва экономических отношений с Турцией, на которую ориентирована большая часть республиканского бизнеса.
Глава Хакасии Виктор Зимин (54 года), срок истечения полномочий – 2018 год. Относится к политической группе Сергея Шойгу, но теряет в ней влияние. Против Зимина играют несколько политических групп, по некоторым данным, близких к губернатору Красноярского края Виктору Толоконскому и главе Кузбасса Аману Тулееву.
Укрепил свои позиции глава Чечни Рамзан Кадыров (40 лет), он переизбран на новый срок. Это его победа в отношениях с федеральным центром, поскольку еще в начале года были сомнения, что Москва будет настаивать на другом кандидате. Кроме того, представительство Чечни в столице удалось укрепить избранием депутатом Госдумы Адама Делимханова, самого близкого к главе Чечни человека.
Слабеют позиции губернатора Хабаровского края Вячеслава Шпорта (62 года), причины – очень низкий рейтинг ЕР (на уровне 28,7% по закрытому опросу Спецсвязи в конце лета этого года), рост коррупции в структурах власти. Свои интересы в крае активно продвигают ФПГ, занимающиеся золотодобычей: ГК «Полиметалл», ПАО «Золото Камчатки» и Highland Gold Mining («дочка» Millhouse Capital Романа Абрамовича). Модернизация активов в Хабаровском крае потребует еще около $20 млн. К концу 2018 года здесь планируется выйти на производство 150 тыс. унций в год.
Теряет позиции и губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров (47 лет), растет госдолг региона (48,72 млрд руб.), снижается качество управления, растут протестные настроения. Крупные ФПГ области, вроде «ЛУКойла» и «Трубной металлургической компании», отошли от внутренней политики, но такое положение дел может способствовать их возвращению.
Отдельно стоит отметить двух губернаторов-коммунистов: главу Орловской области Вадима Потомского и Иркутской области Сергея Левченко. Потомский был одним из главных кандидатов на отставку уже в 2016 году, однако открытие памятника Ивану Грозному и уход из АП РФ Вячеслава Володина «подвесили» эту ситуацию на неопределенный срок. Сергей Левченко пытается найти модель взаимодействия с оппозиционными к нему элитами, и пока ему это удается. На выборах в Госдуму он показал наивысший результат по стране партии КПРФ, чей региональный список сам и возглавил. Это говорит о высоком уровне поддержки его со стороны избирателей. Он работает над бюджетом региона, несмотря на ожесточенную конфронтацию с муниципалитетами, выполняет все ранее взятые на себя обязательства. Отдельный плюс – формирование новой команды, его первым замом стал Владимир Дорофеев – компромиссная и уважаемая фигура, которое позволит улучшить отношения с элитами и депутатами ЗС. В целом Левченко – позитивный пример того, как губернатор от оппозиции может быть эффективным менеджером.
Также остается подвешенной ситуация с калужским губернатором Анатолием Артамоновым (64 года), о необходимости поиска преемника которому говорили в АП РФ до смены его руководства. Глава Свердловской области Евгений Куйвашев (45 лет) сумел найти баланс политических сил в регионе, взяв в команду Владимира Тунгусова («серого кардинала екатеринбургской политики»). Однако сделка эта временная, а значит, в скором времени возможна серьезная борьба уже внутри правительства субъекта РФ.
Разумеется, «отличные» оценки получают все новые губернаторы т. н. «путинского призыва»: Алексей Дюмин (Тульская область), Дмитрий Миронов (Ярославская область), Игорь Васильев (Кировская область) и Антон Алиханов (Калининградская область). Их отставки никак не прогнозируются.
***
Таким образом, в «Кремлевском рейтинге» губернаторов 10 губернаторов с оценкой «отлично», 32 – с оценкой «хорошо», 24 – «удовлетворительно», 13 – «плохо» и 6 – «очень плохо». Это говорит о возможной ротации губернаторского корпуса более чем на 30% в период до лета 2017 года и свыше 50% – до конца 2017 года. Важный фактор – выборы президента РФ: будут ли они досрочными, кто будет основным кандидатом, при какой реальной поддержке населения они будут проходить. От этих параметров и будут зависеть принципы консолидации региональных элит.
Авторы – эксперты Центра развития региональной политики