CSS Drop Down Menu by PureCSSMenu.com CSS Drop Down Menu by pureCssMenudown.com
» Статьи о выборах » Под губернаторами закачались кресла. Кто из глав регионов первый может потерять место

 
Под губернаторами закачались кресла. Кто из глав регионов первый может потерять место[edit] / /paann>>[[//eeddit]
(7.11.2016)


Антон Чаблин

По версии Центра развития региональной политики (ЦРРП), самые шаткие позиции среди южнороссийских глав у Аслана Тхакушинова из Адыгеи и Рамазана Абдулатипова из Дагестана. Если один из них почти десять лет укреплял во власти свои собственный клан, то другой, напротив, за три года успел рассориться со всеми представителями элиты.

Адыгея: кровно-родственные связи

Центр развития региональной политики (ЦРРП), который возглавляет Илья Гращенков, опубликовал «Кремлевский рейтинг губернаторов» по итогам октября. В его основу легли мнения опрошенных экспертов, журналистов, социологов и представителей власти (всего более ста человек). Кроме того, учитывались инсайдерская информация о личности губернатора (отношения с администрацией президента, РПЦ, финансово-промышленными группами, силовиками), статистика упоминаемости губернаторов в прессе, экономические показатели развития регионов, данные опросов ФСО об уровне протестной активности…

К слову, последний раз такой рейтинг ЦРРП опубликовал в сентябре 2013 года, а затем отказался от этого проекта — якобы в связи с возвращением прямых выборов губернаторов. Почему же рейтинг решили возобновить сейчас? Авторы исследования пишут, что одним из важнейших факторов внутренней политики (а точнее, консолидации региональных элит) сейчас станут выборы президента. Будут ли выборы досрочными, кто будет основным кандидатом, при какой реальной поддержке населения они будут проходить?

Не ища ответы на эти вопросы, эксперты ЦРРП тем не менее пытаются ответить на другой — кто из действующих губернаторов является главным «кандидатом на вылет». Они включают сразу семь региональных глав в «зону риска», и среди них глава Адыгеи Аслан Тхакушинов. Во-первых, ему скоро исполнится 70 лет, из которых девять он возглавляет республику. Во-вторых, срок его полномочий истекает в январе 2017 года. И почти наверняка, переназначен на третий срок Тхакушинов не будет.

Раскол в ряды местной элиты принесли недавние выборы в Госдуму: Москва фактически навязала республике кандидата-самовыдвиженца Вячеслава Резника, который формально никакой связи с Адыгеей не имеет. В то же время, как уже писала «СП — Юг», местные кланы хотели бы видеть депутатом-одномандатником человека, непосредственного связанного с республикой: реальными претендентами на этот пост были член Центрального совета «Справедливой России», руководитель партийной фракции в заксобрании (Хасэ) Александр Лобода, руководитель фракции КПРФ в Госсовете Евгений Салов и координатор регионального отделения ЛДПР Денис Огиенко.

Кроме того, в республике проводились полноценные праймериз «Единой России», победителем которых стал председатель спорткомитета Адыгеи Мурат Хасанов, многократный чемпион страны, Европы и мира по самбо (он набрал 49,3% голосов). Впрочем, Хасанов все же в итоге стал депутатом Госдумы от республики, а его место занял Мурат Дагужиев, который никогда не был профессиональным спортсменом (он выходец из «Газпрома»). Такая рокировка была необходима еще и для того, чтобы дать возможность избраться по Адыгейскому одномандатному округу именно самовыдвиженцу, а не единороссу: сейчас к Резнику имеются вопросы у испанских правоохранителей, поэтому перед выборами он и отмежевался от «Единой России». Хотя в Госдуме, естественно, вошел именно в ее фракцию.

Невнятная позиция Тхакушинова на выборах — лишь один из многочисленных поводов для критики. Едва ли не основная претензия — это то, что за девять лет во власти глава республики рассадил на ключевые посты своих родственников. Судите сами. Брат главы Эдуард Тхакушинов с 2007 года был депутатом Госсовета республики, но в нынешний созыв не сумел избраться — ему было отказано в регистрации (он продолжает работать заведующим кафедрой «Экономическая теория и мировая практика» Майкопского технологического университета). Сын главы Магомет Тхакушинов — прокурор самого богатого района республики, ближайшего к Краснодару, Тахтамукайского.

По слухам, нынешний спикер Госсовета (с 2008 года он возглавлял правительство) Мурат Кумпилов — является племянником главы, а бывший секретарь республиканского Совбеза Хазэр Чич — зятем. Впрочем, эти слухи можно легко опровергнуть фактами: Чич был назначен на эту должность еще в июне 2005 года предыдущим президентом Адыгеи Хазретом Совменом, а сам Тхакушинов освободил его от должности в декабре 2011 года по собственному желанию. С тех пор Чич покинул публичную политику…

Дагестан: царский трон шатается

Крайне слабые позиции в рейтинге продемонстрировал и Рамазан Абдулатипов, который возглавляет Дагестан с января 2013 года. Ему недавно исполнилось 70 лет, и это является одним из возможных факторов в пользу скорой отставки. Тем более, что при Абдулатипове конфликты внутри дагестанской элиты лишь множатся. По оценке экспертов ЦРРП, это связано с тем, что у него непривычный для Северного Кавказа бюрократический (а не харизматический) тип руководства. Именно поэтому, мол, он и не пользуется большой поддержкой у массового избирателя.

Впрочем, выборы в Госдуму во всех четырех одномандатных округах в Дагестане оказались скандальными — символические поражение многих «клановых» кандидатов вызвало раскол в национальных элитах. Скажем, в Северном округе № 10 конфликтовали действующий депутат Госдумы от «Единой России» Умахан Умаханов и самовыдвиженец Джамал Касумов, заместитель директора филиала «Российских железных дорог» (он же депутат Народного собрания республики). Последнего поддерживали также кумыкские старейшины и Ризван Курбанов, еще один федеральный депутат от Дагестана (из-за жесткого конфликта с Абдулатиповым он не был выдвинут на праймериз «Единой России» в Дагестане, после чего пытал счастья на выборах в Госдуму от КПРФ в Крыму — но безрезультатно).

В Центральном одномандатном округе № 11 ситуация была накалена еще больше. Здесь главными оппонентами на выборах оказались также поддерживаемый республиканскими властями единоросс Абдулгамид Эмиргамзаев, гендиректор группы компаний «Кастор групп» (она управляет элитной недвижимостью в Москве) и Магомедрасул Омаров из партии «Родина» (его должность — исполнительный директор предприятия «Дорснаб»).

Омаров изначально занимал крайне жесткую позицию по отношению к Абдулатипову, и «Родина» вообще не была допущена в Дагестане к выборам ни в Госдуму, ни в Народное собрание. Партийцы готовили акции протеста (в том числе около приемной полпреда президента Сергея Меликова в Пятигорске), но в последний момент по каким-то причинам от этой задумки отказались.

Последний скандал в Дагестане продемонстрировал, что контроля над ситуацией в республике у властей фактически нет. Речь идет о массовом отравлении водой в Махачкале из-за изношенности канализационных сетей, стоки из которых просочились в водопроводную сеть. Пострадавших — около тысячи человек, среди них большинство — маленькие дети. Как заявил Абдулатипов, виной всему — коррупция в ОАО «Махачкалаводоканал», где, мол, разворовывались деньги, выделенные на ремонт сетей и обеззараживание воды. Директор компании Магомед Муртазалиев был заключен под стражу на два месяца в рамках уголовного дела по факту массового отравления.

Карачаево-Черкесия: зачем меняли сенаторов?

Круглый «отличник», по оценке ЦРРП, на Северном Кавказе только один — и это ожидаемо Рамзан Кадыров. А вот в число «хорошистов» эксперты включили глав сразу девяти регионов: Севастополя, Ростовской и Астраханской областей, Краснодарского и Ставропольского краев, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Калмыкии и Карачаево-Черкесии.

Кстати, глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов был избран на свою должность синхронно с Кадыровым — только, в отличие от последнего, не всенародно, а депутатами парламента. И он продолжает стремительно укреплять свои позиции в республике: как уже рассказывала «СП — Юг», сразу после избрания он отправил в отставку премьер-министра Руслана Казанокова, который успел проработать чуть больше года. Полгода всего успел пробыть сенатором от правительства Карачаево-Черкесии его брат Крым Казаноков — Темрезов и его отправил в отставку.

Вместо Казаноковых глава сделал ставку на другой влиятельнейший (причем не только в республике, но и в соседнем Ставрополье) клан Арашуковых, с которыми еще недавно публично конфликтовал. Рауф Арашуков, бывший глава Хабезского муниципального района, стал представителем в Совете Федерации от правительства, он вошел в состав комитета по экономической политике.

Ну а новым председателем правительства стал Аслан Озов, который до этого 17 лет возглавлял региональное отделение Фонда социального страхования. Учитывая, что на долю бюджетного сектора (государственное управление, образование, здравоохранение, социальная защита) в Карачаево-Черкесии суммарно приходится около 29% ВРП, а занято в данном секторе почти 48% экономически активного населения. Таким образом, ключевым экономическим фактором становится именно процесс распределения средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов. Видимо, с этим и стоит связать назначение Озова, который к тому же является и политическим долгожителем (он оставался в должности при всех главах Карачаево-Черкесии, начиная с Владимира Семенова).

По оценке экспертов ЦРРП, еще одним влиятельным политиком в республике, имеющим президентские амбиции, является министр внутренних дел Казимир Боташев. Вместе с тем, клановое противостояние завершилось безоговорочной победой Темрезова, который значительно упрочил свои позиции на ближайший пятилетний срок.
2016РегиональныеФедеральный уровень


:nbsp;<

: /pn7.11.2016 /pnСтатьи о выборах, Региональные выборы 2016, Общая информация о выборах 2016, Социология – о политике
: Свободная Пресса : <>Москва
: http://yug.svpressa.ru/politic/article/141517/?rss=1 Статья

>>
Лента новостей


Праймериз



"Выбор Народа" в социальных сетях: