Во вторник в Дагестане уволены за нарушения при организации голосования и подведении его итогов более 20 глав участковых избиркомов.
Всего произошло 21 увольнение: без председателей остались 5 участковых избирательных комиссий в Буйнакске, 9 в Махачкале, 3 в Дахадаевском районе, 2 в Магарамкентском и по одной — в Кизляре и Хасавюртовском районе Дагестана.
Как отметил замглавы ЦИКа Николай Булаев, инициатором этой масштабной “чистки” стал республиканский избирком. Решение было принято по итогам работы посетившей Дагестан рабочей группы Центризбиркома, целью которой было разобраться на месте с многочисленными обращениями по поводу произошедших в ходе выборов-2016 нарушений. Булаев сообщил: “Диапазон нарушений был очень разный. По тем участкам, где есть нарушения, которые можно доказывать, уже самостоятельно избирательной комиссией принято решение об освобождении от должности 21 председателя участковых избирательных комиссий.”
Также Булаев сообщил о прошедшей в ЦИКе встрече с главой республики Рамазаном Абдулатиповым, который выразил свою обеспокоенность ситуацией с нарушениями и желание “исследовать все жалобы и сделать по ним объективные выводы”, и напомнил, что в ближайшем будущем планируется поездка в Дагестан Эллы Памфиловой, которая хочет провести встречи с членами избиркомов и руководством республики, чтобы лично разобраться в ситуации: “Я думаю, что это будет важная рабочая поездка председателя, весьма возможно, что это будет не только председатель, но и другие члены Центральной избирательной комиссии.”
Вчера же, 22 ноября, в республике произошла ещё одна любопытная “околовыборная” история, о которой рассказывает Ъ. Дело касается иска одного из кандидатов на прошедших выборах, лидера движения “Альтернатива” Олега Мельникова, который добивается в суде отмены итогов голосования на четырёх участках из-за нарушений. На предыдущем заседании по иску Мельникова суд поддержал его ходатайство об истребовании у территориальной избирательной комиссии Кировского района Махачкалы списков избирателей, проживающих на участках №1017, 1018 и 1036, с их подписями. Однако на состоявшемся вчера очередном заседании суда вместо списков была представлена справка из ТИКа, в которой говорится, что списки утонули. Как следует из подписанного территориальным избиркомом акта, находившиеся в подвальном помещении комиссии бумаги были затоплены “в результате длительных гидрометеорологических явлений с 23 по 25 октября”: “Вся документация в количестве 157 мешков оказалась в непригодном состоянии.”
Ъ отмечает, что председатели двух из трёх упомянутых участковых комиссий – №1017 и №1018 – вошли в число уволенных республиканским избиркомом за нарушения.
Ситуацию с нарушениями на выборах и увольнением глав УИКов в Дагестане комментирует политолог Ханжан Курбанов: “В процессе выборной кампании жалобы поступали. Причём в основном от общественников. В Буйнакске были, в Махачкале. Но, насколько мне известно, они были отклонены. Что касается проверки, то я считаю, что после драки кулаками не машут. Что может установить проверка? Выборы прошли, результаты объявлены. Нарушения надо было выявлять на месте, ловить, что называется, за руку. А что сейчас может дать эта проверка? Несколько уволенных членов избиркомов? Если и бороться с нарушениями, то своевременно, а не махать после драки кулаками.”
Старший научный сотрудник РАНХиГС и Института Гайдара Константин Казенин в беседе с “Давыдов.Индекс” обратил особое внимание на “выборную” специфику Дагестана в целом: “Посмотрите, как проходят во многих районах Дагестана местные выборы. Они проходят в реальной борьбе, которая в Центральной России уже в диковинку. Поэтому там отношение к выборам у населения как раз-таки более заинтересованное, чем во многих регионах. Я бы сказал, если возвратиться к выборной кампании, прошедшей в Дагестане, то в будущем я бы обратил внимание не на собственно ситуацию в день голосования, не на предполагаемые вбросы, а на то, что многие кандидаты и целые партийные списки в Народное собрание республики оказались за пределами избирательного списка ещё до голосования, хотя они привлекли много внимания общественности. Не знаю, сколько бы они смогли получить реально голосов, если бы участвовали в выборах, но то, что они занимали заметное место в информационном поле в предвыборные месяцы, при этом будучи недружественными главе республики, было очевидно. И то, что эти кандидаты оказались за пределами избирательного списка, это, наверное, вызывает вопросы, которые в Дагестане требуют обсуждения в первую очередь.”
2016РегиональныеДагестан