Дмитрий Винокуров, Ульяна Колмогорова
Число депутатов Госсовета Удмуртии может сократиться с 90 до 60 человек. Эта законодательная инициатива обсуждается с весны 2016 года и ближайшее время парламентариям придется решить – станет ли в следующем созыве меньше «народных избранников». Корреспонденты ИА «Удмуртия» собрали мнения самих депутатов, их коллег и общественных деятелей по этому поводу.
От 35 до 90
Сейчас по федеральному законодательству региональные парламенты сами решают, сколько народных избранников должны представлять интересы населения. Установлены только верхние и нижние границы – не меньше 35, но и не более 90 человек.
В Удмуртии работает максимально возможное число депутатов – 90. Как рассказала председатель постоянной комиссии по государственному строительству и местному самоуправлению республиканского Госсовета Наталья Кузнецова, Удмуртия один из регионов Приволжского федерального округа с наименьшим количеством избирателей на одного депутата – 16 858 человек. Среди 14 субъектов ПФО она занимает третье место по этому показателю. Меньше только у Марий Эл (13 189 избирателей) и Мордовии (16 821 избирателей).
«Если у нас будет 60 депутатов, означает, что в 14 субъектах мы займем серединку – примерно 6-7 место. На одного депутата будет приходиться от 36 до 39 тысяч избирателей», - отметила Наталья Кузнецова.
Кстати, лидером в ПФО по количеству населения на одного депутата является Нижегородская область. Там этот показатель составляет 65 172 человек на одного парламентария.
«Профессиональный парламент»
На рассмотрение эту инициативу внесла группа из 26 депутатов. Один из них – представитель фракции «Справедливая Россия» Фарид Юнусов – рассказал о том, что не только поддерживает сокращение, но и считает, что для нормальной работы парламента хватит 40-45 человек.
Во-первых, по действующему законодательству, это как раз укладывается в рекомендуемую норму. Это чистая математика. Но есть и второй аргумент. Когда я говорю о таком сокращении, я говорю о профессиональном парламенте, работающем на постоянной основе. Сейчас действующие депутаты порой даже чисто физически не имеют возможности регулярно посещать те же заседания профильных комиссий, которые проходят обычно два раза в месяц. И у них катастрофически не хватает времени на самую важную работу – на подготовку законопроектов и встречи с избирателями, чтобы знать их проблемы
В пример он приводит московскую городскую и областную думы, где 45-50 депутатов. По мнению парламентария, люди там работают профессионально, соответственно и больше законов социальной направленности, и вопросы решаются
«Вопросы в случае работы профессионального парламента решаются быстрее и на более качественном уровне», - подчеркивает депутат.
Пример с Мосгордумой приводит и его коллега - председатель постоянной комиссии Госсовета Удмуртии по национальной политике, общественной безопасности, регламенту и организации работы Энвиль Касимов.
«Я видел, как работает Мосгордума – профессионально и качественно. Там очень большие избирательные округа, но связь с избирателями не теряется никогда. Этот пример вполне доказывает жизнеспособность такой модели», - рассказывает он.
Энвиль Касимов также уточняет – несколько лет назад у него была инициатива о сокращении состава до 35 человек, которые работали бы на постоянной профессиональной основе с невысокими зарплатами.
«Потому что сегодня настоящая депутатская деятельность несколько искажена. Вообще-то депутат должен придумывать законы, которые помогают людям жить и не обращаться к своим избранникам по поводу ремонта катков, приобретения книг для библиотек и так далее», - поясняет парламентарий.
В то же время, по словам председателя постоянной комиссии, 90 депутатов для Удмуртии - вполне объяснимое количество, ведь Госсовет в свое время создавался как высший орган власти региона. Но потом появился пост главы Удмуртии.
«Сегодня это клуб замечательных, без тени иронии, людей республики. Да, возможно, в будущем в его составе не будет директоров крупнейших предприятий-налогоплательщиков, которые в свое время шли на выборы, чтобы контролировать, как расходуются уплачиваемые в бюджет деньги. Но это время ушло, жизнь поменялась, и больше в этом нет необходимости», - подводит итоги Энвиль Касимов.
«Работоспособные депутаты справятся, даже если их будет 30»
Свое мнение о предлагаемых изменениях высказали и «старшие» коллеги – депутаты Государственной думы России.
«Есть общефедеральный норматив, в соответствии с которым на сегодняшний день депутаты Государственного Совета Удмуртской Республики достаточно многочисленны. С одной стороны это хорошо – проще дойти депутату до жителей, жителям до депутатов. Но с другой стороны – удельный вес, влияние политическое каждого депутата становится немного меньше», - отметил представитель региона в нижней палате Федерального Собрания страны Андрей Исаев.
Депутат подчеркнул, что правильное решение может принять только сам Госсовет, и он уверен, что оно будет в интересах республики и избирателей.
87% опрошенных читателей ИА «Удмуртия» поддерживают инициативу о сокращении числа депутатов.
Валерий Бузилов, который до недавнего времени возглавлял постоянную комиссию по экономический политике, промышленности и инвестициям в республиканском парламенте, тоже поделился своим видением ситуации.
Есть депутаты разные. Есть люди, которые работают для людей, и они успевают и три района, и пятнадцать районов объехать. А есть депутат, который приходит и спит. Если депутатский корпус будет работоспособный, хватит и шестидесяти
«Уровень персональной ответственности должен повыситься»
28 ноября представители общественности Удмуртии подписали обращение к парламентариям о поддержке инициативы по уменьшению численности депутатского корпуса.
Думаю, что вопрос о сокращении количества депутатов – это вообще вопрос реформирования системы Государственного Совета. Дело в том, что, мне кажется, должен повыситься уровень персональной ответственности каждого депутата за ту территорию, которую они представляют, и за те вопросы, которые они решают
Также, по ее словам, сейчас в сознании большинства граждан существует стереотип, что депутаты – своеобразные «спонсоры», которые должны заниматься хозяйственными вопросами. Однако в первую очередь Ишматова говорит о том, что они должны заниматься законотворческой деятельностью.
Это мнение поддерживает и председатель комиссии Общественной палаты региона по безопасности, правам человека, взаимодействию с общественными советами и СМИ Владимир Байметов. Он тоже акцентирует внимание на персональной ответственности и профессионализме депутатов. В целом же к сокращению представитель Общественной палаты относится позитивно.
«Опыт других регионов, более крупных даже, чем Удмуртская Республика, говорит, что с подобными законотворческими задачами вполне эффективно справляются и гораздо меньшие органы представительной власти», - подчеркивает Байметов.
Свою точку зрения высказал и глава регионального исполкома Общероссийского народного фронта (ОНФ) Андрей Цаплин.
«Мое личное мнение – важно не количество депутатов, а их качество работы. И второе, что важно – состав депутатского корпуса», - отметил представитель ОНФ.
Как это повлияет на депутатов и население?
Естественно, при принятии такого важного решения, возникают опасения – не повредит ли сокращение числа депутатов их избирателям. По словам председателя постоянной комиссии по государственному строительству и муниципальному самоуправлению Госсовета Удмуртии Натальи Кузнецовой, каждый парламентарий сможет найти в этом решении, если оно будет принято, свои плюсы и минусы.
«Я думаю, что это отношение больше даже зависит у депутатов от того, как он строит свою работу в округе. Если он часто выезжает, часто со своими избирателями встречается, то может быть ему тяжелее будет. Те, кто прошел по партийным спискам, они работают в несколько ином режиме как депутаты, для них это может быть без разницы», - отмечает Кузнецова.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
В течение 2015 года в Государственный совет поступило 687 обращений граждан.
276 из них направили на имя председателя парламента Владимира Невоструева, 239 – в адрес постоянных комиссий и депутатских фракций, 158 – конкретно депутатам Госсовета и 14 – в адрес аппарата законодательного органа.
48 обращений касались внесения изменений в федеральное и республиканское законодательство.
Избиратели предлагали усилить меры ответственности за соблюдение покоя граждан и тишины в ночное время; усилить ответственность управляющих компаний, внести изменения в закон о капитальном ремонте многоквартирных домов.
Большая часть обращений – 114 – касалась жилищно-коммунальной сферы.
84 обращения касались отрасли здравоохранения.
48% от общего числа писем пришло из Ижевска.
Среди районов лидером по обращениям стал Балезинский (4,3%).
35% авторов заявлений - работники различных предприятий, учреждений, организаций, 20% − пенсионеры.
Более десяти писем пришло с благодарностью в адрес отдельных депутатов.
2016РегиональныеУдмуртия