Опрошенные «Клубом Регионов» эксперты разошлись в оценке эффективности главы Дагестана
Рамазана Абдулатипова. Так, политолог Алексей Мухин называет его самым уважаемым руководителем в СКФО и говорит, что у Кремля претензий к его работе нет. При этом политолог и журналист Антон Чаблин убежден, что у федерального центра из всех глав СКФО именно к Абдулатипову должно быть больше всего претензий. Примечательно, что в последних рейтингах АПЭК глава Дагестана признан губернатором с сильным влиянием, но одним из самых неэффективных.
В заключительном рейтинге эффективности губернаторов, который составляют Агентство политических и экономических коммуникаций и Высшая школа экономики, лидер Дагестана Рамазан Абдулатипов оказался на третьем месте с конца. Однако в ноябрьском рейтинге влияния, который пару дней назад опубликовал всё тот же АПЭК, Абдулатипова поместили на 47-е место в числе глав регионов с сильным влиянием.
Образ неэффективного, но влиятельного руководителя складывается и из комментариев экспертов, опрошенных «Клубом Регионов». Поводом для обращения к ним стало усиление слухов о скорой отставке Абдулатипова, которые, стоит отметить, не утихают в Дагестане с 2013г., когда он только вступил в должность главы республики.
Так, по словам политолога Антона Чаблина, активные слухи о том, что Абдулатипова вот-вот отправят в
отставку, ходят уже около года, и они очень сильно обострились в связи с активностью первого замглавы администрации президента Сергея Кириенко. Напомним, ранее сообщалось, что Кремль запустил ревизию губернаторов и готовит список глав, больше всех упустивших ситуацию в своих регионах. «Я думаю, из кавказских руководителей к Абдулатипову будет наибольшее количество претензий хотя бы по результатам думских выборов, которые были провальными на некоторых территориях в Дагестане. Плюс ситуация с партией «Родина». Да много чего еще», – сказал Чаблин. Добавим, летом на пресс-конференции в Махачкале представители «Родины» заявили о многочисленных инцидентах давления на своих кандидатов, в том числе угрозах увольнения.
Из последних промахов, так или иначе связанных с деятельностью и решениями Абдулатипова, можно напомнить о недавних претензиях ЦИКа к организации выборов в республике, где два десятка руководителей избиркомов были уволены за допущенные нарушения. А в начале ноября произошло массовое отравление водопроводной водой в Махачкале.
По мнению Чаблина, за три года управления Дагестаном Абдулатипов так и не смог проявить себя в роли грамотного политика: «Он не сработался с местными элитами. У него постоянные конфликты, которые он более-менее улаживает силовыми методами – вспомните то же дело Саида Амирова. Плюс у него были конфликты с олигархами Керимовым и Магомедовым. У Абдулатипова нет комбинации жесткости и гибкости, чтобы лавировать между разными группами интересов, нет политического чутья. По сути дела, он три года плывет по течению, разругался со всеми, с кем только можно, а серьезных подвижек в развитии республики нет, при этом количество коррупционных дел растет в геометрической прогрессии».
Редактор дагестанской газеты «Черновик» Магомед Магомедов заявил, что ошибки Абдулатипова, которые он допустил за три года, можно перечислять очень долго. «У него были достаточно громкие заявления о борьбе с клановостью и коррупцией, но при этом мы видим, что одни кланы были подвержены жесткой обструкции, а другие получили поддержку; непосредственно в разных достаточно «хлебных» должностях находятся и родственники самого Абдулатипова. Его достаточно громкие декларации о развитии экономики и других сфер не оправдались, при этом постоянно происходит сокращение важных статей бюджетных расходов. Например, программа «Земский доктор» в Дагестане не была реализована вообще: федеральный бюджет выделил необходимые средства [50%], республиканский их не выделил, и программа умерла в зародыше, хотя потребность во врачах в горных районах республики очень высока. У нас также нередко бывает явление, когда людей «теряют» – это такое выражение в Дагестане, когда к человеку приезжают люди в форме, в масках, закидывают в машину, и дальше о нём ничего не известно. Какой-то внятной реакции руководства республики на это нет», – привел примеры Магомедов.
По словам главреда «Черновика», в 2013г. у Абдулатипова был очень высокий рейтинг доверия, потому что он воспринимался как человек, не связанный с кланами. Но в последующем его рейтинг стал неуклонно падать, сейчас он составляет где-то 15%, и даже рейтинг главы Ингушетии Юнус-Бека Евкурова в Дагестане гораздо выше. Магомед рассказал, что жители и общественники республики постоянно обращаются с жалобами на руководство республики в полпредство в СКФО и в Кремль. Магомедов сообщил также, что в Дагестане приход Кириенко на смену Вячеславу Володину «однозначно рассматривается как удар по Абдулатипову, потому что Володин многие его ошибки закрывал, а Кириенко рассматривается как независимый человек, и ожидается, что он будет докладывать руководству страны более объективную информацию». «И самое интересное, что и окружение Абдулатипова, и он сам (это видно по многим проявлениям) тоже ощущают неуверенность в том, что он останется», – подчеркнул Магомедов.
А вот политолог Алексей Мухин характеризует Абдулатипова как «одного из самых уважаемых руководителей на Северном Кавказе». «Ему достался очень тревожный регион. В силу определенных национальных особенностей, политического статуса и географического положения Дагестан всегда будет горячей точкой. А разговоры вокруг предстоящей отставки Рамазана Абдулатипова будут вестись вечно, но не факт, что они закончатся таковой. Насколько мне известно, претензий к деятельности Абдулатипова у администрации президента нет. Так что на данный момент разговоры [об отставке] можно считать происками оппонентов, которые довольно активно антисимпатизируют Абдулатипову и пытаются спровоцировать внимание федеральных властей к региону для того, чтобы ослабить его аппаратные позиции», – поделился своим мнением с «Клубом Регионов» эксперт.