Якутия в этом году отличилась обилием политических скандалов и событий. 2016-й запомнится жителям республики сверхинтересными выборами, кадровыми перетасовками в правительстве, отказывающимися одобрять законопроекты главы региона депутатами и назначением премьер-министра «из-под палки». Более подробно об этих событиях — в обзоре ИА REGNUM.
«Троянский конь» для Госдумы
Самым захватывающим политическим событием года в Якутии можно смело назвать выборы депутатов Госдумы. В Якутии они проходили настолько интересно, что главе ЦИК РФ Элле Памфиловой даже пришлось вмешаться.
Началось всё с того, что в рамках межпартийного соглашения, которое негласно было заключено на федеральном уровне, Якутию лишили возможности выдвинуть одномандатника от «Единой России». А в планах у республики было провести в Госдуму двоих представителей регионального правительства — премьер-министра Галину Данчикову и руководителя администрации главы Юрия Куприянова. В сложившейся ситуации руководство региона попыталось провести в ряды одномандатников «троянского коня». Сначала провластным самовыдвиженцем собирались сделать директора «Якутскэнерго» Олега Тарасова, но тот пошёл при поддержке партии «Родина». И тогда сделали ставку на однофамильца главы региона, экс-министра культуры Якутии и советника республики Андрея Борисова.
Он шёл без партийной поддержки, и вот тут-то и возникли сложности: собрать нужно было более 18,5 тысячи подписей. Общественникам удалось снять на видео, как в Северо-Восточном федеральном университете (СВФУ), ректор которого Евгения Михайлова уже не раз возглавляла раньше избирательные штабы кандидатов от «Единой России», подделывали подписи. В СМИ стали попадать и аудиозаписи, на которых возглавляющие муниципальные администрации чиновники требовали у своих подчинённых предоставить паспортные данные друзей и знакомых и поставить подписи за них.
Эти факты стали поводом для жалоб в ЦИК РФ. Глава федерального избиркома Элла Памфилова сделала тогда вывод, что в республике беззастенчиво используется админресурс. ЦИК Якутии был вынужден признать собранные за кандидата Андрея Борисова подписи недействительными, что вызвало волну возмущения в его штабе. Верховный суд республики обязал допустить Борисова к выборам, но федеральная инстанция сочла его решение ошибочным. Провластный кандидат, оскандалившись, остался за бортом. К слову, собрать подписи в Якутии не удалось ни одному самовыдвиженцу в Госдуму.
Что касается итогов выборов, то они были не столь интересными, как избирательная кампания. В федеральный парламент от республики прошли уже сидевший там в предыдущем созыве «справедливоросс» Федот Тумусов и премьер-министр региона Галина Данчикова.
Неожиданный премьер-министр
Кстати, её уход с поста главы правительства региона спровоцировал новый скандал. Кандидатура предложенного в качестве её замены «варяга» из Ярославской области Евгения Чекина, работавшего заместителем министра экономики республики, оказалась неожиданностью и спровоцировала волну недовольства.
Политолог Виталий Обедин тогда увидел в выборе кандидатуры признаки того, что пост премьер-министра республики будет чисто техническим, а кандидатуру в кресло главы правительства подобрали так, чтобы в нём не могли формироваться кланы, с мнением которых глава должен бы был всерьёз считаться
Несмотря на недовольство депутатов, Евгений Чекин был одобрен Госсобранием, как метко заметил парламентарий Владимир Фёдоров, по принципу «Не важно, какого цвета кошка, лишь бы она ловила мышей».
«Тасуют как карточную колоду»
Помимо смены премьер-министра, 2016 год отличился массовыми кадровыми перестановками и многочисленными структурными корректировками в правительстве республики. Первая волна переименований, упразднений и созданий новых ведомств прошла в марте. Тогда своими указами глава региона Егор Борисов упразднил три комитета, шесть департаментов и одно управление. Функции ведомств перешли к другим республиканским органам исполнительной власти, сотрудники сокращены. Тогда же было создано министерство по развитию институтов гражданского общества.
В конце года правительство постигли новые структурные изменения. 5 декабря глава региона вновь переименовал ведомства, создав и упразднив ряд департаментов, преобразовал некоторые структурные подразделения в органах исполнительной власти.
У политолога Виталия Обедина сложилось впечатление, что «на руки главе выдали эдакий пазл, с которым он не может наиграться». «Головоломка, в которой все кусочки вроде одинаковые, но незначительно отличаются, и собрать из них единую картинку — дело непростое. Вот глава и пытается: тут кусочек с кусочком сцепит, там повернет, здесь приложит. Полученный результат ему всякий раз не нравится, поэтому он регулярно смешивает кусочки и начинает заново. И всё это время от него ускользает — проблема давно не в кусочках. Проблема в самой картинке!» — отмечал тогда эксперт.
Неручной созыв
Если бы такая возможность была, глава республики, неверное, перетасовал бы и депутатов. Не все предложенные правительством законопроекты одобрялись Госсобранием «как по маслу», некоторые проходили с большим скрипом. «Не ручной созыв получился», — делали вывод якутяне.
Весной кандидатуру нового прокурора региона Николая Пилипчука депутаты согласовали только со второго раза, на открытом голосовании и под строгим взглядом главы региона.
С утверждением премьер-министром Евгения Чекина тоже всё прошло достаточно напряжённо. А с переголосованием ситуация повторилась в декабре. Депутаты отказались одобрить предоставление льгот на 9,4 млрд рублей дочке «Роснефти», компании «Таас-Юрях-нефтегазодобыча». парламентарии отклонили эту инициативу, против проголосовало большинство.
Тем не менее правительство республики, призывая уважать главу Якутии, продолжило настаивать на том, чтобы льготы были предусмотрены. Несмотря на нежелание депутатов ещё раз вернуться к этому вопросу, он всё равно был вынесен на повторное рассмотрение после перерыва, во время которого депутатам сделали внушение. Со второго раза и после бесед парламентарии проголосовали так, как надо.
Якутские выборные кружева
Стоит вспомнить и муниципальные выборы-2016, они тоже были интересными. Так, до сих пор под вопросом итоги голосования за главу Булунского района республики. 18 сентября там победил единоросс Игорь Кудряшов, набравший равное количество голосов с представителем «Справедливой России» Аркадием Алексеевым. «Эсер» лидировал по итогам голосования, но после длительного подсчёта 127 голосов на избирательном участке в посёлка Тикси-3, где живёт Кудряшов, единоросс неожиданно догнал конкурента. И стал победителем, так как первым принёс документы в избирком.
Свою правоту теперь Аркадий Алексеев пытается доказать через суд, но пока Игорь Кудряшов продолжает возглавлять муниципалитет.
Скандалом ознаменовались выборы главы Нерюнгринского района. Баллотироваться на это место пытались двойники действующего руководителя муниципалитета Андрея Фитисова, причём их было несколько. Один из них — уроженец Орловской области Алексей Фетисов — даже учинил скандал в Нерюнгринской ТИК, которая отказалась принимать протокол об итогах сбора подписей за кандидата на USB-носителе. Избиркому пришлось обратиться в полицию с сообщением о создании помех в работе комиссии.
Мандаты под угрозой
Интересные ситуации возникали с муниципальными депутатами. Несколько представительных органов в этом году оказались под угрозой роспуска из-за прогулов заседаний и конфликтов с главами муниципалитетов.
«Это тенденция. Мы только что распустили депутатов в Белой Горе. Сейчас на очереди не только посёлок, а весь Нижнеколымский район. На следующей сессии мы распустим районный совет. Значит, здесь идёт недоработка. Что это за тенденция? Почему она начинает приобретать массовый характер роспуска народных депутатов?» — возмущался на парламентской сессии, где рассматривался роспуск представительного органа посёлка Черский, депутат Владимир Челнов.
Ещё одной угрозой для мандатов парламентариев стали декларации. В сроки о своих доходах в 2015 году не отчитались более 1050 депутатов, в том числе 100 — районного и городского уровней. Но ситуацию исправили, и в итоге свои места потеряли немногим более 10 человек. При этом двое народных избранников сдали мандаты добровольно, но свои доходы так и не раскрыли.